#1 2011-05-03 21:18:02

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaInternet Explorer 7.0

Христианство накануне распада римской империи

Неактивен

#2 2011-05-18 21:35:27

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Internet Explorer 7.0

Re: Христианство накануне распада римской империи

Процесс христианизации Римской империи в IV в. происходил в тесной связи с ростом и укреплением церковной организации. Легальное положение христианства со времени Константина, растущие привилегии клириков и рост церковного богатства давали возможность церкви, по выражению В. Болотова, развернуть целую иерархическую программу. Результатом ее осуществления явилось значительное увеличение членов клира и создание новых церковных должностей. Формирование церковной иерархии было отражением христианизации римского общества, с одной стороны, и бюрократизации римского государства в период домината - с другой.
По своей административно-территориальной и даже внутренней структуре церковная организация подстраивалась к структуре государственной и стремилась органично вписаться в Римскую империю. Тот факт, что церковь «примкнула к данным государственного строя», явился необходимым условием возвышения отдельных церковных лидеров в силу политического значения главных городов империи, в которых они занимали свои посты.

Неактивен

#3 2011-05-18 21:46:10

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Internet Explorer 7.0

Re: Христианство накануне распада римской империи

В IV в. вся христианская, а, вернее, христианизирующаяся часть римского населения делилась на три категории: клир, мирян и катехуменов, причем последних как раз и следует отнести к христианизирующимся. Собственно церковная организация была представлена клиром. Вступление в клир обставлялось целым рядом особых условий,  которые специально оговаривались  на церковных соборах и закреплялись церковными канонами. Так, согласно 1-му правилу Никейского собора в клир могли вступать лица, «имеющие доброе мнение о себе, гражданскую свободу, отказавшиеся от мирских должностей, принявшие крещение и прошедшие уже известный искус в Церкви как христиане». Вступление в клир не требовало специального образования и не имело возрастных ограничений. Лишь постепенно вводились определенные ограничения касающиеся брака клириков, но с самого начала одним из главных критериев оставалась безупречная нравственная жизнь.

Неактивен

#4 2011-06-02 20:55:59

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Internet Explorer 7.0

Re: Христианство накануне распада римской империи

Характерной особенностью данного периода было наличие церковных должностей, формально не входящих в клир. Вместе с тем, с момента заключения союза между церковью и государством, наблюдается неуклонный рост церковных штатов, причем уже Константин попытался ограничить рост клира, постановив назначать новых клириков только на места умерших. Однако церковь не только обходила этот указ путем назначения клириков на уже имеющиеся должности, увеличивая количество, выражаясь современным языком, штатных единиц, но и пошла по пути создания боковых ветвей уже имеющихся должностей. Так, например, к V в. появляется несколько разновидностей нотариев: нотарии чтецов, нотарии иподиаконов, нотарии диаконов и т. п. Таким образом, рост церковной бюрократии происходил в период христианизации параллельно с ростом бюрократии государственной. Это было необходимым условием огосударствления церкви, которой, чтобы органично влиться в государство, требовалось обзавестись собственной бюрократией и построить свою иерархию.

Неактивен

#5 2011-06-02 20:56:55

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Internet Explorer 7.0

Re: Христианство накануне распада римской империи

К высшему клиру - ordines sacri majores - относились епископы, пресвитеры и диаконы. Пресвитеры рассматривались как церковный сенат (senatus ecclesiae) и советники епископа, а диаконы - как его служители (ministri). Соответственно первые предназначались для священства (ad sacerdotium), а вторые - для служения (ad ministerium). Однако на практике диаконы оказались выше пресвитеров по положению в церковной иерархии. С одной стороны это определялось тем, что диаконов  было  значительно  меньше,  чем  пресвитеров.   С  другой  стороны, епископы концентрировали в своих руках все больше власти, и пресвитеры, как их советники, утрачивали в связи с этим всякое значение. Диаконы же были доверенными лицами епископа, поручавшего им много функций: осуществлять надзор за мирянами сначала во время богослужений, а затем и вне их, а также распоряжаться церковными имуществами и церковными доходами. Значение диаконов выросло настолько, что Никейский собор вынужден был запретить им вкушать евхаристию раньше епископа, преподавать евхаристию пресвитерам или садиться среди них, а также, что они - слуги епископов и стоят ниже пресвитеров (Никейский собор, канон 18). Разумеется, среди семи диаконов не могло быть полного равенства, и в IV в. выделяется фигура архидиакона, который становится постоянным спутником епископа при богослужении, представляет епископа на соборах и выступает в качестве его посредника в сношениях с другими епископами, и даже замещает епископа в случае его отсутствия. В отношении подчиненных епископов архидиакон мог выступать в качестве ревизора, а в отношении других диаконов - в роли судьи. Известны случаи презрительного отношения столичных архидиаконов к провинциальным епископам. И вполне естественно, что именно архидиаконы были главными кандидатами на епископские кафедры.

Неактивен

#6 2011-06-13 18:23:31

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Internet Explorer 7.0

Re: Христианство накануне распада римской империи

Значение пресвитеров в церковной иерархии в IV в. тоже возрастает, прежде всего, в связи с образованием приходов. До Миланского эдикта количественный рост христиан происходил медленно, и по мере формирования новых христианских общин образовывались новые епископии. При этом ввиду немногочисленности мирян, христианские собрания могли происходить в одном месте под руководством епископа. После Миланского эдикта, когда количество обращений в христианство стало резко возрастать, проводить религиозные собрания в одном месте стало трудно, а образование новых епископий требовало времени. Поэтому церковь пошла по пути создания приходов в рамках епископий мелких административно-территориальных церковных единиц, во главе которых епископы ставили пресвитеров. Приходская жизнь раньше всего началась в Александрии, где приходы образовались в налоговых округах города. Действительно, государственные структуры, в том числе и налоговые, оказались удобными единицами для создания церковных структур, так как населению удобнее и привычнее было объединяться по существующим образованиям, а церкви было удобнее приспосабливать для своих нужд то, что уже существовало, а не изобретать новые деления.

Неактивен

#7 2011-06-13 18:24:13

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Internet Explorer 7.0

Re: Христианство накануне распада римской империи

В отличие от диакона, который, как служитель епископа, был лицом назначаемым, а также низшего клира, пресвитер оставался выборной фигурой, что поднимало его статус в глазах мирян. Важно отметить, что клир централизовался вокруг главной церкви - кафедральной, где и происходили выборы и назначения всех священников. Причем направление их в приходы формально рассматривалось как некое подобие командировки. И все же значение пресвитера в церковной иерархии оставалось второстепенным. Он всегда оставался при епископе, и его значение ни при каких обстоятельствах не могло быть выше главной фигуры в церкви - епископа, вокруг которого концентрировался весь клир. Именно на этом принципе строилась вся система церковной иерархии. Правда, к концу IV в. среди пресвитеров также выделяется особая фигура - архипресвитер, или протопресвитер, который председательствовал в протопресвитере кой коллегии и замещал епископа в случае его отсутствия при богослужении в главной церкви епархии.
Центральной фигурой всей церковной организации, несомненно, являлся епископ. Его роль возрастает до значения высшего государственного сановника, а власть епископа к концу IV в. становится серьезным соперником гражданской власти. Однако до завершения процесса христианизации различия между церковной и государственной иерархией были весьма существенными, хотя процесс их сближения, в том числе и типологического, приобрел в течение столетия отчетливые и явные черты.

Неактивен

#8 2011-09-26 20:31:15

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Chrome 14.0.835.186

Re: Христианство накануне распада римской империи

Государственным чиновникам система домината придала иерархическую структуру со строгим подчинением и полной отчетностью снизу доверху. В верхних эшелонах бюрократии находились чиновники высшего ранга, подчиненные непосредственно доминусу-императору и выполнявшие его распоряжения, как устные, так и оформленные законами. Епископы, являясь церковными служащими высшего ранга, не подчинялись никому, кроме самого Господа Бога, и довольно свободно относились к решениям церковных соборов, которым нередко не подчинялись. Кроме того, епископы пользовались полной свободой в назначении и посвящении подчиненного им клира, который зависел от него во всем, включая свободу передвижения и дисциплину. Кстати, такой же свободой в назначении служебного персонала (officium) пользовались и высшие государственные чиновники.
Епископы в IV в. стали пользоваться особым уважением и почтением, причем не только со стороны простых людей, но и царственных особ. Такое отношение во второй половине столетия прочно входит в этикет, и даже дворцовый церемониал. Звание   епископа   приобретает   также   значение   почетного   титула,   которое присваивали некоторым особо выдающимся христианским подвижникам. Однако основную массу епископов составляли действительные главы церковной иерархии на местном уровне, и именно они в IV в. сближались по своему статусу с государственными чиновниками в этих областях. Но, в отличие от чиновников, для которых карьерный рост был одним из непременных условий существования, епископы были тесно связаны со своими кафедрами, и переход с одной кафедры на другую, особенно с меньшей на большую был строго запрещен. Хотя из этого строгого правила, несомненно, были исключения, и на практике, карьерный рост для клириков, включая епископов, стал почти такой же чертой, как и для государственных служащих.

Неактивен

#9 2011-09-26 21:06:32

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Chrome 14.0.835.186

Re: Христианство накануне распада римской империи

Существовало еще одно очень важное отличие епископа от государственного чиновника. Оно состояло в том, что епископ был выборной фигурой, и эта традиция, идущая с апостольских времен и от античности, сохранялась в период христианизации. Церковная демократия имела в своей основе не столько принцип непосредственного участия мирян в церковном управлении, сколько желание церковных иерархов заручиться поддержкой большинства для того, чтобы осуществлять нравственное влияние на паству. Опираясь на выборное начало, епископы могли сохранять свой авторитет и власть достаточно долгое время, исходя из принципа: «кто должен управлять всеми, тот должен быть и выбран всеми». Важно отметить, что в древней церкви существовала процедура тайного голосования при выборах епископа.
Однако демократический способ избрания епископа в IV в. все более приходил в противоречие с растущей властью епископа в церковной иерархии, его увеличивающимся влиянием на светскую жизнь, с одной стороны, и с повышением его роли в государственной жизни и управлении, с другой стороны. Первое заставляло очень многих влиятельных лиц добиваться поста епископа любыми путями вплоть до кровопролитной вооруженной борьбы, второе приводило к вмешательству государственных чиновников и даже самих императоров в процедуру выборов. Отдельные церковные группировки пыталась протестовать против этого, но остановить это вмешательство в период христианизации было уже невозможно. Не случайно IV век изобилует многими отступлениями от принципов раннехристианской демократии в отношении выборов епископов: назначение преемников на епископские кафедры при жизни, влияние на ход и исход выборов епископов соседних епархий, ограничение круга избирателей, рукоположение в епископы по прямому указанию императорской власти и т.п.

Неактивен

#10 2011-11-27 21:02:26

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Chrome 15.0.874.121

Re: Христианство накануне распада римской империи

В IV в. выборы на епископские должности были, по выражению В.В.Болотова, "критическим моментом для общественного спокойствия". Как и во времена раннего христианства епископа еще выбирали верующие, и воля народа часто преобладала. Однако в наиболее важных центрах империи пост епископа часто становился объектом вожделений со стороны различных религиозных и политических группировок и отдельных лиц. Власть, которой епископы располагали не только в отношении религии, но также и в экономической сфере, благодаря управлению богатствами церкви, делала назначение на епископский пост чрезвычайно привлекательным для членов состоятельных семейств. Императорская власть в момент выборов выступала не только как блюститель порядка, но все чаще заявляла претензию на контроль над этими выборами.
Одно из главных отличий между церковной и государственной организацией состояло в наличии соборов, как высшего коллегиального органа церковного управления. Наличие такого органа в государственной системе было совершенно немыслимо, так как создание системы домината преследовало прямо противоположную  цель  -  уничтожить  всякие  остатки   античной  демократии.

Неактивен

#11 2011-11-27 21:03:00

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Chrome 15.0.874.121

Re: Христианство накануне распада римской империи

Соборы же являлись демократическим учреждением, включавшем элементы как античной, так и раннехристианской коллегиальности при решении важнейших вопросов. Главенство соборов над отдельными церковными иерархами в IV в. безусловно признавалось в христианском мире.
Соборы, как форма церковной жизни появились еще во II в. и стали нормой жизни церкви в следующем столетии. Первоначально это были только поместные соборы, на которые собирались священники епархии, т.е. клир, находящийся в подчинении епископа. В III в. все чаще собираются провинциальные соборы, на которых присутствовали епископы и священники других рангов из нескольких епархий. Обычно провинциальные соборы созывались два раза в год (Болотов, т.III, с.320). Во второй половине III в. масштабы церковных собраний возрастают, о чем
свидетельствует появление диоцезальных соборов. Соборы, как правило, рассматривали текущие дела соответствующей церковной территории и решали спорные вопросы, вырабатывая единую точку зрения. При этом город, занимавший главное политическое положение на соответствующей территории, становился местом собрания священников всей округи.

Неактивен

#12 2011-11-27 21:03:28

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Chrome 15.0.874.121

Re: Христианство накануне распада римской империи

В IV в. высшим органом церкви становятся вселенские соборы, которые претендуют на значение выразителей общего мнения всей христианской церкви. Впрочем, ни Первый, ни Второй Вселенские соборы не представляли и половины всех церковных структур Римской империи, не говоря уже о христианских территориях за ее пределами. Тем не менее, вселенские соборы решали важнейшие вопросы церковной жизни, касавшиеся управления, обрядов, христианских праздников, вероучения, норм христианской жизни, назначений на важнейшие кафедры. Вселенские соборы вырабатывали нормы канонического права и обладали судебными функциями. Но самая главная их функция состояла в том, что они   были  главным  средством  формирования   единства  христианской   церкви, благодаря тому, что их решения выдавались за вселенскую истину.

Неактивен

#13 2012-01-28 21:01:19

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Chrome 16.0.912.75

Re: Христианство накануне распада римской империи

В силу большого значения вселенских соборов, и некоторых соборов низшего уровня императорская власть в IV в. стремилась участвовать в их работе и в выработке их решений, которые, получив государственную санкцию, становились обязательными к исполнению. Таким образом, не допуская демократичности в функционировании государственных структур, императорская власть в эпоху домината старается поставить под свой контроль и последние остатки церковной демократии. Участие государственных чиновников и самих императоров в церковных соборах становится нормой в IV в. и является еще одним подтверждением общей тенденции к слиянию церковных и государственных структур.
Различия между государственным и церковным строем были весьма существенными в плане территориальной организации. После административно-территориальной реформы Диоклетиана-Константина государственное управление приобрело достаточно четкий территориальный характер по провинциям, диоцезам и префектурам, и каждой из этих структур управлял чиновник соответствующего ранга. В церкви количество епископов значительно превосходило количество территориальных единиц Римской империи. Уже в 325 г. на Никейский собор съехалось более 300 епископов преимущественно из восточных провинций, а общее их количество, пожалуй, значительно превышало в то время полтысячи. Фактически в каждом городе Римской империи в IV в. был свой епископ, считавшийся главой церкви соответствующей округи, имевший подчиненный ему штат клира и возглавлявший общину мирян, распоряжавшийся всем церковным имуществом и материальными средствами, трактовавший по своему разумению Священное Писание и организовывавший церковную службу по установившимся в данной области обычаям.

Неактивен

#14 2012-01-28 21:58:41

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Chrome 16.0.912.75

Re: Христианство накануне распада римской империи

Однако уже в начале IV в. складываются церковные округа — епархии, совпадавшие с римскими провинциями территориально и возглавляемые епископом главного города провинции - архиепископом или митрополитом. В его функции входит надзор за развитием церковной жизни епархии, рассмотрение жалоб на епископов епархии и апелляций по ним, а также рассмотрение споров между епископами. Митрополит председательствовал на поместном (провинцииальном) соборе, и все важные дела в епархии могли состояться только с его ведома. Мало того, епископы не могли отлучаться за пределы епархии без его разрешения.
К концу IV в. делаются попытки создания еще более высоких постов в церковной организации и, соответственно более крупных церковных территориальных организаций. На уровне диоцезов создаются экзархаты, но они оказываются промежуточным и недолговечным звеном, уступая место патриархатам. Основы их были заложены в конце IV в., но в церковную практику они вошли уже в следующем столетии.

Неактивен

#15 2012-01-29 19:15:19

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows 7Chrome 16.0.912.77

Re: Христианство накануне распада римской империи

Таким  образом, в древней церкви встречалось несколько разновидностей должности епископа - собственно епископ, хорепископ, экзарх, митрополит и патриарх. Следовательно, можно сделать вывод, что в IV в. появляется категория подчиненных епископов и главных епископов. Последние стремятся стать во главе всей иерархии и одновременно занимают значимое положение при дворе римских императоров. После Феодосия, в V в. они уже почти не отличаются по своему статусу от высших государственных чиновников и становятся столь же обычными фигурами в государственной системе, как и лица, занимающие ключевые государственные посты.
Совершенно очевидно, что в течение IV века территориальная структура церкви еще не совпадала полностью со структурой административно-государственной, и процесс их слияния был сложным и мучительным. Следует заметить, что в церковной структуре не получило развития диоцезальное звено. Церковь пошла по пути создания патриархатов - более крупных и значимых территориально-церковных образований, не совпадающих ни с диоцезами, ни с префектурами.
Столь же очевидно, что значение епископов и возглавляемых ими епископий определялось политическим и экономическим значением центров Римской империи, в которых они осуществляли свою деятельность. Такими центрами на западе в IV в. были Рим и Медиолан, а на востоке - Константинополь, Антиохия и Александрия. Эти центры церковной организации были вовлечены в жесткое соперничество за приоритет.

Неактивен

#16 2012-08-31 15:50:28

LFrentz
Гражданин
Зарегистрирован: 2012-01-20
Сообщений: 16
Windows 7Opera 12.00

Re: Христианство накануне распада римской империи

Интересно было бы почитать историю христианства (ислама, иудаизма) , написаную япон. или кит. профессром. То есть выросшим вне этого культурного поля. Мне кажется возникновение аврам. религий, со стороны выгледело как массовый психоз (тоталтарн. секты), приведщий к самым маcштабным побоищам.

Редактировался LFrentz (2012-08-31 16:33:51)


For the Senate and the Roman people.

Неактивен

#17 2012-08-31 21:18:01

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 21.0.1180.83

Re: Христианство накануне распада римской империи

корпус источников одинаков для всех специалистов, могут отличаться немного интерпретации. Но незначительно

могу это утвердить на буддизме. Его я изучал и на китайских трудах и на наших - разницы нет

Неактивен

#18 2012-10-14 20:41:51

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 22.0.1229.94

Re: Христианство накануне распада римской империи

Григорий Назианзин свидетельствует, что в 375 г. в праздник Богоявления в базилику, где совершал богослужение Василий Кесарийский, вошел император Валент, который не только неблагожелательно относился к едва ли не единственному на востоке в то время епископу никейской ориентации, но и имел на руках уже подписанный указ о его изгнании. Василий никак не отреагировал на появление императора и намеренно не обратил внимания на его приношение. Земной владыка, замечает Григорий, привыкший к раболепству придворных епископов, был так смущен, что пошатнулся и упал бы, если бы его не поддержал кто-то из клириков. Только тогда Василий подал знак принять приношение императора. Валент так впечатлился твердостью, тактом и личным обаянием епископа, что не только разорвал указ, но и оставил богатые пожертвования на благотворительность (Greg.Naz.Or.43,44-45; ХЭС, Т.1, с.341).

Неактивен

#19 2012-10-14 20:42:45

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 22.0.1229.94

Re: Христианство накануне распада римской империи

Слабость западных императоров Грациана и Валентиниана II и характер их отношений с церковью привели к формированию основ доктрины папизма, которые были сформулированы Амвросием Медиоланским. В своих ранних произведениях конца 370-х - начала 380-х гг. епископ проводит мысль о независимости церкви в вопросах веры и доктрины. Церковь служит государству молитвами, но и государство, считает Амвросий, должно поддерживать церковь, защищать от нападок язычников и еретиков, которые должны быть лишены всякой материальной поддержки. Амвросий признает за императорской властью право созывать церковные соборы, ратифицировать их решения и проводить их в жизнь, применять гражданские санкции по отношению к епископам, не подчиняющимся решениям соборов. Однако за гражданской властью он не признает права вмешиваться в ход церковных соборов. Таким образом, по мысли Амвросия, церковь и государство — это две независимые, но союзные власти; религия и политика должны преследовать одну и ту же цель, и высшее благо империи состоит в согласовании государственных мероприятий с заповедями христианства.

Неактивен

#20 2012-10-30 19:53:59

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 22.0.1229.94

Re: Христианство накануне распада римской империи

В ходе конфликта 385/386 гг. из-за базилики в Медиолане, когда Амвросий впервые решился на открытое сопротивление властям 1, он ясно излагает свои взгляды на взаимоотношения церковной и светской власти: «Императору принадлежат дворцы, — говорит епископ императору, - священнику - церкви. Тебе предоставлено право над общественными зданиями, а не над священными». Эта мысль Амвросия выходит за рамки законов Римской империи и сложившейся практики, в соответствии   с   чем   все   места   общественных   богослужений   принадлежали императору, который мог распоряжаться ими по своему усмотрению. Епископ оставляет за императором право распоряжаться только собственностью самого священника и даже его личностью, но «выводит» из подчинения императорской власти то, что является, по его мнению, божественным".
Амвросий называет императора сыном церкви,  и утверждает, что император в церкви, а не над церковью, напротив, хороший император должен обращаться за помощью к церкви и не отвергать такую помощь, если она ему предложена.

Неактивен

#21 2012-10-30 19:54:57

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 22.0.1229.94

Re: Христианство накануне распада римской империи

Епископ твердо подчеркивает, что государство не должно вмешиваться в церковные споры, и что император не вправе судить епископов, наоборот, в деле веры епископы должны судить христианских императоров. Закон бога, провозглашает Амвросий, выше закона императора, ибо он учит, чему следовать, а человеческие законы этому научить не могут. Так языческий взгляд, что император является «живым законом», который имел истоки в древности, а в IV в. пропагандировался на греческом востоке Фемистием, был полностью опровергнут Амвросием. С другой стороны, и традиционное христианское смирение подверглось заметной трансформации со времен Евсевия Кесарийского. И хотя идеи Амвросия имели истоки в мыслях Осии, Либерия и Доната, Амвросий не только развил и дополнил их, но и перевел в основу для действия.
Таким образом, к середине 380-х гг. новая теория отношений церкви и государства  была  в  основном  сформирована  Амвросием  и  даже  опробована  на практике. Слабость императорской власти и ее поражения в конфликтах с церковью на западе дали Амвросию основания судить о правильности своих взглядов, и с этих пор он действует уже не столько по законам Римской империи, но по закону бога в своем понимании и осознает свои полномочия как власть, стоящую выше власти императоров.

Неактивен

#22 2012-12-11 20:16:20

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 23.0.1271.95

Re: Христианство накануне распада римской империи

С определенной уверенностью можно утверждать, что среди христиан IV в. самую значительную часть составляли «страждущие и обездоленные» и в социальном, и в жизненном смысле. В социальном смысле сюда относились городская беднота, вольноотпущенники, рабы и мелкие крестьяне, попадавшие в долговую кабалу, либо бросавшие свои скудные участки, пополняя ряды люмпенов. В «жизненном» смысле это были люди, выбитые в силу каких-либо передряг из обычной колеи, имеющие физические недостатки и страдающие от болезней, независимо от их происхождения и социального положения. Именно эти обездоленные в земной жизни люди находили выход из своего безнадежного положения в том пути, который предлагало христианство. Именно к ним были обращены церковные проповеди, содержащие выражение любви к ближнему, готовности помочь и обещания справедливости в будущем. И такой язык был не знаком язычникам.

Неактивен

#23 2012-12-11 20:17:19

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 23.0.1271.95

Re: Христианство накануне распада римской империи

Можно согласиться с А. Джоунсом, что в IV в. христианство было в основном городской религией и находило своих сторонников среди низших и средних городских слоев, преимущественно людей физического труда и торговцев (Jones, 1963, р. 17-18,21). Процесс христианизации деревни не завершился и в VI в. (p.23). Свободные землевладельцы, использовавшие рабский труд, связанные с общинной собственностью и принадлежавшие к сословию декурионов были основой глубокого социально-религиозного консерватизма и дольше всего сопротивлялись христианизации. Именно в этой среде дольше всего просуществовали языческие культы.

Неактивен

#24 2012-12-28 18:54:13

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 23.0.1271.97

Re: Христианство накануне распада римской империи

Благодаря легализации, исчез риск с социальной точки зрения быть христианином; к тому же обращение в христианство и переход в клир сулили и некоторую материальную выгоду. Росту числа приверженцев христианства из высших и средних слоев способствовала и определенная социальная переориентация церкви.
Особый интерес представляет проблема христианизации аристократии — высшего в Римской империи сенаторского сословия. Сенаторское сословие в IV в. все еще оставалось наследственным правящим классом, исключительное положение которого не только не было подорвано, но еще более усилилось благодаря изменениям, которые произошли в политической структуре Римской империи. Высшие эшелоны в структуре императорской власти в IV в. продолжали формироваться преимущественно из представителей сенаторского сословия, но прослойка представителей   других   сословий   увеличивалась   по   мере   снижения   рангов имперской иерархии.
Старые аристократические римские роды в IV в., как и на протяжении всей римской истории, считались хранителями древних традиций и были своего рода символом славы и величия Рима, неразрывно связанных с языческим прошлым. Исконная римская аристократия издавна входила в состав римского сената, который и стал  «последним бастионом язычества», хотя христианизация сенаторской аристократии началась еще при Константине. Тем не менее, к 380-м гг., когда общий баланс религиозных сил в Римской империи стал склоняться в пользу христианства, именно в римском сенате сформировалась группировка радикально-языческого направления, державшая в своих руках высшие военные и гражданские посты.

Неактивен

#25 2012-12-28 18:55:03

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 23.0.1271.97

Re: Христианство накануне распада римской империи

Но сенаторское сословие в целом было уже довольно смешанной группой, и наряду со старыми фамилиями, обладавшими крупными земельными владениями и множеством рабов, в него входили и представители новой знати, выдвинувшейся в ходе социальных изменений в связи с установлением системы домината. Новая аристократия, которая формировалась в период реформ Диоклетиана-Константина, отличалась от сенаторского сословия эпохи Принципата. Сенаторский ранг был как бы приложением к высшим должностям и автоматически присоединялся к тому, кто поднимался достаточно высоко по служебной лестнице. В интересах императорской службы всаднический и сенаторский ранги были смешаны одно сословие. Принадлежность к возникшему в это время новому аристократическому классу - Clarissimi — не была основана на происхождении или обладании независимыми земельными владениями: это была аристократия оплачиваемой государственной службы, зависимая в своей знатности исключительно от императора и его машины. Именно эта часть сенаторского сословия оказалась наиболее восприимчивой к христианству и к концу IV в. христианизировалась почти полностью.

Неактивен

Подвал форума

Под управлением FluxBB
Модифицировал Visman

[ Сгенерировано за 0.016 сек, 9 запросов выполнено - Использовано памяти: 1.1 MiB (Пик: 1.28 MiB) ]