#1 2011-07-16 21:02:19

Лев Агни
Гражданин
Зарегистрирован: 2011-05-03
Сообщений: 555
Windows XPFirefox 3.6.18

Библия, апокрифы,церковь.

Я не шибко силен в богословских спорах того времени, но хотелось бы просто выслушать мнения относительно созданной темы, так как до сих пор люди спорят, по-моему мнению из-за Ничего (по-существу).
  Вот смотрите, апокрифы. то же "духовные" тексты, но были изъяты церковниками, дабы подчинить людей своему создаваемому институту - Церкви. Какое-то сборище людей одни тексты признало Good, другие "Фу", ложными, отправив под цензуру, те  автоматически становились "сектанскими",неофициальными.

  Представьте себе "Избранные стихи А.С.Пушкина" - как лучшие его стихи (избранные - по причине избрания редакторов, либо составителей по какому-то критерию/иям). все остальные стихи Пушкина - противоречат творчеству Пушкина. По-моему, это полный абсурд.
  Так же и все эти религиозно философские тексты - продукт своего времени и можно представить как одну большую Дискуссию, из контекста которой выдрали неугодные тексты, оставив только то, что выгодно священникам, чтобы навязывать свою волю прочим, так сказать "светским людям". На примере философа- Гиппатии мы видим как церковные деятели стали соперничать властью (влиянием) со светскими наместниками, раз ее не могли защитить от церковного произвола не в меру амбициозных "епископов".

  Примерно что взять одну тему с форума и изъять из дискуссии какие-то нужные посты-записи, отправив в забвение все остальные наложив на них "духовную" цензуру как богонеугодные тексты. А остальные потом должны гадать что имел ввиду автор,  говоря такие-то слова и чью мысль подразумевал в таком-то месте...Мне кажется такая кастрация религиозно-философской Дискуссии рубежа старой и новой эпох произошла в отношении Библии. Люди стараются перечитывать и обсасывать слова Библии, забывая, что существуют еще и другие тексты (целая, так называемая, апокрифическая литература), считая истиной в последней инстанции...Мне кажется, времена церковной догматики канули в лету...Мы сегодня свободно можем обсуждать весь известный нам корпус "священных" писаний и духовно-религиозных тексто-споров того времени  (эпохи первых веков нашей эры и Вселенских Соборов).

А вы как считаете?

Редактировался Лев Агни (2011-07-16 21:08:04)


dura lex, sed lex

Неактивен

#2 2011-07-20 17:41:05

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

В ранний период выстраивали магистральную линию - доктрину. Основу доктрины - 4 евангелия - объявили боговдохновенными, чтобы никто не мог в основу доктрины вносить изменения радикальные. Все, что противоречило доктрине - отбросили. Потом, апокрифы разнородны - их около 50 и некоторые не отброшены, а признаны "клонами" Предания
Отбрасывание текстов и превращение их в апокрифы было еще важно и потому, чтобы сохранить определенную логику доктрины. Любое стороннее вторжение могло нарушить логику и тогда бы потребовались титанические усилия для того, чтобы все примирить между собой.

Неактивен

#3 2011-07-25 20:21:48

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Что еще надо отметить

Раннее христианство - это лоскутное одеяло - множество вариантов теоретических построений, которые еще не вылились в стройную доктрину, часто имевших мало общего, хотя все они концентрировались вокруг веры в воскресение спасителя. Наиболее явным и резким стало расхождение между палестинскими христианами, а также теми христианами вне Палестины, которые соблюдали иудейскую обрядность, и христианами из язычников, против этой обрядности выступавших. Таким образом, постепенно, эти группы создали свои тексты. Но это процесс не быстрый. Первые тексты - это послания Павла

Но канон нужно было формировать - формирование шло на Вселенских соборах. Сборка Завета шла трудно - много спорили. Но в итоге отсеяли наиболее одиозное, приемлемые тексты признали, но в  канон не включили

Неактивен

#4 2011-07-27 10:21:49

Лев Агни
Гражданин
Зарегистрирован: 2011-05-03
Сообщений: 555
Windows XPFirefox 3.6.18

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Может быть еще кто-нибудь выскажется? Интересно было бы почитать. Составить себе некоторое представление...по высказанным мнениям...

Flavivs Constantinvs выскажусь осторожно, так как не особо силен в данном периоде и данной проблематике. Арианство стало мощным течением и пыталось найти компромисс между христианством и античной философией неоплатоников. А Константин Великий плохо разбирался в религиях и богословских спорах, к тому же, будучи властолюбцем он опирался на традиционные представления - его власть полагалась на божественное покровительство, а не покровительство посредника между богом и людьми, как полагали ариане? И под его давлением большинство епископов осудило арианство. Мне кажется арианство - довольно "прогрессивное" явлением, так как большинство романизированных подданных империи вряд ли понимало христианство со всеми вытекающими отсюда явлениями, постулатами и какими-то философскими представлениями свойственные для древних евреев. Одно дело уповать маргиналу или простому обывателю  на Спасителя и социальную справедливость, другое - разбираться более-менее в основах, системе координат зарождающейся религии. И люди уже приобщенные к греко-римским ценностям более понимали философию неоплатоников, нежели древнееврейские установки пророчески-мессианских мотивов, которые вряд ли были понятны за пределами Иудеи и Палестины...Как мне кажется...
И составления канона текстов, следовательно, шло в русле таких "установок" Константина.

Мне кажется большинство людей попросту не понимало о чем спорили "книжники"-богословы, так как иудейские верования сильно разнилась с античными представлениями о мире и какими-то религиозными установками, воспринимаемые на бытовом и повседневном уровне. Если одна часть богословов хотела донести ядро иудейской веры, но оставшись непонятной для многих  (брали на за счет догматизма и слепой последовательности), другая часть хотела максимально приблизить, как бы так сказать...трансформировать в рамках  понятной греко-римской философии и религии...  синтезировать иудейский компонент с прочими эллинистическо-римским, т.е. сделать более доступным для понимания.
Так же и несторианство  пыталось "очеловечить" религиозные представления. В то время как остальные пытались максимально убрать человеческое.
Лично я думаю именно подобное нечеловеческое представление очень сильно повлияло воцарение мракобесия и безграмотности в Средние века.
В Западной Европе, когда могла вновь начаться тенденция к возрождению античных начал - в культуре,науке,архитектуре папа Григорий 1 издает буллу о запрещении чтения книг и их изъятии. Впоследствии церковники на "западе" придерживались" подобной политики, даже философский кружок Карла1 - всего лишь единичный случай и кратковременное явление. И возврат античный ценностей начался с процветанием итальянских республик, собиранием древни рукописей и изучением греческого языка. Целые 1000лет понадобилось.
На востоке (Византия) тоже мы наблюдаем  постепенный приход к сугубо религиозным текстам. Жития Святых и тарктованию исторических событий в ракурсе религиозных догм. Тот же новгородский князь Бравлин,захвативший Сурож ок 788/792гг. вынужден был оставить город, так как кто-то его там исцелили. Увы, реальное положение дел и с чем связано отсупление русского войска (одного из первых упоминаний о русах) из захваченного города нам неизвестно. Хотя исторические свидетельства могли бы хоть как-то пролить свет на обстановку в причерноморье и происхождении загадочного Бравлина из Новгорода.- это практически весь исторический жанр биографий и некоторые дополнения к светским хроникам.

Убрав человеческое из религиозных представлений мы получили такой упадок культуры, по сравнению античным прошлым. Можно символично выразить стилем готического сбора - холодный, мрачный, в то же время величественный и недоступный для человеческого понимания.

Выражаю личное мнение, тем более не осведомлен по многим эпохам данной тематики. Так сказать, пунктиром очертил свои представления и соображения.

Редактировался Лев Агни (2011-07-27 12:39:33)


dura lex, sed lex

Неактивен

#5 2011-07-28 22:16:51

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Момент первый

Христианство и неоплатонизм. Арий не обладал интеллектом Оригена и ничего не мог примерить по определению. Ориген же "работал" со средним платонизмом. Потом, нужно хорошо представлять себе неоплатоническую среду - они к дискуссиям или "примирениям" не стремились по определению из-за своей закрытости. Поэтому в раннем неоплатонизме - только два момента соприкосновения с христианством: Первый - сочинение Порфия - «Правдивое слово против христиан», дошедшее до нас в переложениях Августина.  Второе - тексты Юлиана Отступника. 

Второе воздействие неоплатонизма происходит лишь в V веке. Прокл публикует «Платоновскую теологию», подражанием которой является «Ареопагетики»,  "Дионисия Ареопагита".

Что берется из неоплатоников? Это - отрицательное богопознание, так называемая апофатика, познание единого. Для неоплатонизма первоначало превыше и познание и бытие. Для христианства – первоначало суть все равно разумный дух, оно превыше познания, поэтому – это бытие, но своеобразно.
И – понимание зла.  Зло понимается в двух смыслах:  и зло как физическое зло,  как причина разрушения, и зло как моральное зло. И выясняются причины того и другого зла.

Что касается схожести идеи эманации и триады неоплатоников и арианства - то оно там эфемерно.

Неактивен

#6 2011-07-28 22:26:45

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Момент второй

Что такое арианство? Это - кроме всего прочего политическая борьба. С одной стороны - это Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомидиский. С другой стороны - это советник Константина 1 - Осий Кордубский, Александр Александрийский и Афанасий.

Не надо забывать - что в 318 году Арий едва не был избран на кафедру Александрийскую вместо Александра. А этопо сути триггер движения против.

Дальше - Арий находился под воздействием Оригена и Лукиана, а Лукиан Антиохийский был учеником Павла Самосатского, до этого уже осужденного Антиохийским собором за монархианство. Знание протестного учения павла

Неактивен

#7 2011-07-28 22:37:54

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Момент третий

О какой иудейской вере говорится? К этому времени уже не существовало иудеохристиан. ОНи закончились, примерно, к 140 году. Существовало христианство в изложении Павла, который убрал излишний иудаизм. Другое дело, не существовало еще единой доктрины и единого символа веры. Народу подавалась этико-культовые аспекты христианства. Что он мог тогда и сейчас понять в теологии и философии христианства? Это смешно. Думаешь, тогда или сейчас кто-то из смертных тебе скажет за что, например, церковь осудила учение Оригена? Или в чем суть спора Августина и Пелагия?

Что за спор иудеев и греков? Были христологические и тринитарные споры в ранней церкви, но они не с позиций иудеев или неоплатоников. Философия неоплатонизма сложна и простой смертный также не в силах был ее осознать. Есть, например, Порфирий или сам Плотин на русском. Так только единицы способны их трактовать

Неактивен

#8 2011-07-28 22:46:30

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Момент четвертый

Несторианство
Здесь тоже много политики. Несторианство как таковое - это продукт Антиохийской богословской школы. Антиохийцы боролись с другой школой - Александрийской. Причем обе манкировали сложными для понимания не только тогда, но сейчас понятиями «природа», «ипостась» и «лицо». Политика, в одном из аспектов, заключалась в том, что Антиохийцы - последователи Аристотеля, Александрийцы - Платона.  Антиохийцы рано или поздно зашли в тупик - ибо Завет бесполезно толковать напрямую, без аллегории и мистики, особенно труды Иоанна Богослова. Поэтому какое человеческое лицо? Это спор над природой Христа - Христологический спор

Неактивен

#9 2011-07-28 23:32:27

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Момент пятый

То, о чем спорили "специалисты" и то, что подавалось смертным - вещи разные. Да единицы могли понять суть, например, Никейского Символа Веры, да как и сейчас. Массам подавался культ и мораль. А сложные доктринальные вещи - удел избранных в церкви.

Что касается Григория 1. Что это за булла? Каждая булла имеет латинское название. Есть упоминание, что он ее издал в 529 году. Но он не мог это сделать. Он стал папой в 590 году



В целом, я так и не понял, как пост связан с темой. Какой вывод относительно апокрифов? В теме обсуждаем апокрифы, а начал с арианства, а закончил агиографическим Бравлином. Где вывод и связь с апокрифической литературой

Неактивен

#10 2011-07-29 15:57:05

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Возвращаясь к теме апокрифов

Со временем возникает необходимость в каноне, чтобы христиане вышли из своей "раздробленности". Выявляются наиболее почитаемые среди отдельных групп общин сочинения. Из канонических евангелий на рубеже I-II вв. таковыми были евангелия от Марка и от Матфея, а также Евангелие от Луки. Евангелие от Иоанна признавалось далеко не всеми группами.
Например, Юстин использовал Евангелие от Петра, Папий Иерапольский - Евангелие евреев. Оно и евангелие эбионитов почиталось иудео-христианами Палестины и Сирии. Египетские христиане почитали Евангелие от Фомы и Евангелие от Филиппа.

Множество вариантов евангелий, постоянные церковные споры поставили  задачу отбора из всей литературы тех книг, которые почитались бы основными источниками христианского вероучения.

Большую роль в "отборе" евангелий сыграл Ириней Лионский. Он в своей работе "Против ересей" поставил вопрос о "подлинных" и "подложных" писаниях, подвергнув критике множество существовавших в конце II в. учений внутри и около христианства. Ириней выдвигает в качестве единственно истинных четыре евангелия.

Неактивен

#11 2011-07-29 16:02:36

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Далее, важно указать на критерий отбора евангелий Иринеем

Ириней боролся с гностиками. Поэтому текстологический анализ - был основным методом отбора. Гностики пользовались сложной символикой образов, придавали магическое значение числовым сочетаниям, которые тоже могут быть постигнуты только "избранными" и останутся тайной для непосвященных. Такие аспекты позволили Иринею назвать сочинения гностиков апокрифами. А апокриф с греческого в переводе - "тайный", "скрытый". Он полемизировал с гностиками, стремясь доказать, что они искажают подлинное учение Христа, то для него их сочинения, также написанные от имени апостолов, были не только тайными, но и подложными.

Таким образом, наличие гностических аспектов в текстах дало возможность Иринею исключить их из канона, вернее, их туда не включать

Неактивен

#12 2011-07-29 16:12:11

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Есть еще один интересный момент

Когда сложились основные евангелия - их редактирование при переписке могло сводиться только к изменениям отдельных деталей. В этот момент времени стали создаваться самостоятельные произведения - описания детства Иисуса, жизнеописание его матери, описания деяний отдельных апостолов, упомянутых в евангелиях, - Петра, Павла, Филиппа, Андрея и др. Отношение к подобным произведениям было различным.

И еще. При отборе священных книг играло роль не только содержание, но и давность, авторитетность сочинения, которое читалось в собрании верующих. Есть такой документ - Письмо к Филадельфийцам, автор которого пишет о том, что некоторые христиане говорят ему: "Если я не найду этого в древности, я не поверю в евангелие".

Неактивен

#13 2011-07-29 18:52:42

Лев Агни
Гражданин
Зарегистрирован: 2011-05-03
Сообщений: 555
Windows XPFirefox 3.6.18

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Понятно.
Flavivs Constantinvs, лично, как относишься "духовной литературе" как канону в виде современноой Бибилии, составу ее текстов?
Я так понял, что относишься положительно к тем итогам богословских споров и Вселенских Соборов, которые выявили "общую логику доктрины"?

Но канон нужно было формировать - формирование шло на Вселенских соборах. Сборка Завета шла трудно - много спорили. Но в итоге отсеяли наиболее одиозное, приемлемые тексты признали, но в  канон не включили

Т.е. ты считаешь состав современной Библии наиболее приемлемым и адекватным? И все остальные тексты, не вошедшие в Библию не имеют особого значения в философско-религиозных спорах?Так сказать, все уже имеется в Библии? - Если что, поправь, просто вопрос личного характера (все-таки форум и тема расчитана на личностное восприятие: кто как относится).
...Просто сегодня в мире идет процесс коррекции каких-то библейских постулатов (в Христианстве). Например, уже неоднократно, но безуспешно в Троицу пытаются вписать деву-Марию, еще какие-то изменения пытаются внести в Библию за счет не вошедших в канон текстов. Но не только текстов...Но и оспорить устоявшиеся знания. Видимо, открытые письмена мертвого моря дадут новый толчок к переосмыслению Библии и каких-то обще христианских установок (взглядов, догм), взглядов на жизнь Христа, природу происхождения и так далее.

Редактировался Лев Агни (2011-07-29 19:06:40)


dura lex, sed lex

Неактивен

#14 2011-08-01 22:34:06

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

ты считаешь состав современной Библии наиболее приемлемым и адекватным

адекватным для чего и кого? для верующего? или для богослова? или для стороннего специалиста?

...Просто сегодня в мире идет процесс коррекции каких-то библейских постулатов (в Христианстве). Например, уже неоднократно, но безуспешно в Троицу пытаются вписать деву-Марию, еще какие-то изменения пытаются внести в Библию за счет не вошедших в канон текстов. Но не только текстов...Но и оспорить устоявшиеся знания. Видимо, открытые письмена мертвого моря дадут новый толчок к переосмыслению Библии и каких-то обще христианских установок (взглядов, догм), взглядов на жизнь Христа, природу происхождения и так далее.

это удел сказочников, типа мормонов и прочих протестантских модернизаторов. Я не занимаюсь современным периодом. Мне интересен период до разделения церквей. Чтобы провести модернизацию, нужно переписать всю доктрину, а я что-то не вижу новых Павлов, способных на такое

Неактивен

#15 2011-08-01 22:56:19

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 12.0.742.122

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Окончательно список новозаветных книг был утвержден ортодоксальной церковью на Карфагенском соборе в 419 г.
В V в. исчезает понятие сомнительности отдельных христианских книг. Все книги, не вошедшие в Новый завет, стали называться апокрифическими. Но отношения к этим писаниям различались в зависимости от их содержания: были книги, которые церковь разрешала читать верующим и которые оказали существенное влияние на догматику и обрядность ортодоксальной церкви. К ним относились созданные после утверждения евангельской традиции повествования, ее дополняющие.
Те же книги, чье содержание существенно отличалось от канонических писаний, читать строго запрещалось. Эти книги считались не только апокрифическими, но и запрещенными, "отрешенными". Первый список "отрешенных" книг был составлен в V в. в Восточной Римской империи. Вошедшие в него писания подлежали уничтожению как еретические.

Учения, содержавшиеся в древних апокрифах оказали влияние на еретические движения  на Западе и на Востоке.

В итоге, апокрифы послужили источником Церковного предания, поэтому какой смысл расширять Новый Завет, если есть Предание, которое учитывает то, чего в Завете либо нет, либо рассмотрено поверхностно?

Неактивен

#16 2011-08-08 20:54:10

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 13.0.782.107

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Далее, нужно отметить, что на почве гностицизма рождаются многочисленные апокрифы. Для подобного рода апокрифов характерно присутствие повествовательно-сказочного, мифологического элемента, дающего пищу воображению и потому доступного широким слоям читателей. В связи с чем апокрифическая литература получила широкое хождение в средневековой Европе, особенно благодаря влиянию мистических учений (в том числе манихейства).
Манихейство, вместе с остатками гностицизма, питало все дуалистические секты средневековья — павликиан, богомилов — и вместе с ними поддерживало и умножало литературу апокрифов.
Хилиастические и апокалиптические настроения питались в манихействе — у павликиан, богомилов, катаров, альбигойцев — острым переживанием зла и неправды, царящих в мире.
В самых разных вариантах гностицизм и манихейство на протяжении многих столетий служили источником хилиазма в европейских странах, в том числе и в России, где он, то затухая, то вновь возрождаясь, находил себе приверженцев в различных сектах.

Неактивен

#17 2011-08-12 17:38:20

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 13.0.782.112

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Есть целая группа апокрифов, которыми пользовались различные группы верующих, не порывавших с иудаизмом и исполнявших его обряды. Это евангелия эбионитов, назареев, евреев, двенадцати апостолов.

В конце II в. были созданы псевдо-Клементины авторство которых христиане приписывали Клименту Римскому.

Наиболее близким к новозаветным евангелиям было Евангелие евреев, которое еще во времена Евсевия и Иеронима почиталось "некоторыми" подлинным.

Неактивен

#18 2011-08-24 20:30:50

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 13.0.782.215

Re: Библия, апокрифы,церковь.

Существовало по крайней мере два иудео-христианских евангелия; одно, почитавшееся эбионитами, другое, известное христианским писателям под названием "Евангелие евреев" (какое-то из них было написано по-арамейски и называлось Евангелием от Матфея).

Некоторые ученые считают, что существовало еще третье иудеохристианское евангелие - евангелие назореев, что именно оно было написано по-арамейски, а остальные два - по-гречески.

Например, Ж. Даньелу отождествляет евангелие назореев и Евангелие евреев, отличая его от евангелия эбионитов (группа, почитавшая первое евангелие, была, по его мнению, ортодоксальна, в то время как эбиониты были "гетеродоксы").

Была высказана точка зрения и о том, что евангелия эбионитов, назореев, евреев - различные местные варианты одного раннехристианского евангелия, написанного по-арамейски. Эта точка зрения кажется вполне вероятной: она объясняет и сходство приводимых цитат из разных евангелий, и нечеткость атрибуции иудео-христианских евангелий, которая встречается у церковных авторов. Однако к тому времени, к которому относятся цитируемые этими писателями отрывки, подобные "местные варианты" уже сложились, и при группировке фрагментов мы следовали двучленному делению, объединяя отрывки из евангелия евреев и назореев.

Неактивен

#19 2011-08-31 19:36:17

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 13.0.782.218

Re: Библия, апокрифы,церковь.

В отдельных эпизодах апокрифических евангелий, сохранившихся в цитатах или пересказе, больше бытовых деталей, чем в каноне. В этом отношении показателен рассказ об исцелении человека с сухой рукой. В Евангелии от Матфея (12.10-13) рассказывается, что Иисус излечил сухорукого; человек не произнес ни одного слова. Эпизод с сухоруким в новозаветном тексте служит иллюстрацией к словам Иисуса о том, что и в субботу можно творить добрые дела. В апокрифе больной наделен индивидуальностью, он - каменщик, болезнь руки лишила его возможности заниматься своим делом, поэтому он просит Иисуса о помощи. Согласно средневековой традиции, в евангелии назореев объяснялось, почему ученик Иисуса, пришедший вместе с Петром, был известен жрецам (Ин. 18.15): он продавал им рыбу. В каноне этой детали также нет. Образы ученика, продающего рыбу, и каменщика, исцеленного Иисусом, отражали те социальные слои, среди которых распространялось первоначальное христианство. Но новозаветный канон был адресован уже всем верующим - и рабам, и свободным, и варварам, и эллинам, и иудеям. Раб и его господин одинаково нуждались в спасении, и сухорукий каменщик в новозаветном евангелии становится просто исцеленным человеком; указания на его профессию, как и на продажу рыбы учеником, могли показаться составителям (или переписчикам) канонических евангелий несущественной деталью.

Неактивен

Подвал форума

Под управлением FluxBB
Модифицировал Visman

[ Сгенерировано за 0.026 сек, 8 запросов выполнено - Использовано памяти: 2.84 MiB (Пик: 2.97 MiB) ]