Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 752

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 890

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 890

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 890

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 890

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 890

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 890

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 890

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 890

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 890

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/l/legio85/forum/public_html/include/parser.php on line 890

#1 2011-07-02 17:18:20

Лев Агни
Гражданин
Зарегистрирован: 2011-05-03
Сообщений: 555
Windows XPFirefox 3.6.18

Еще раз о русах, аланах и римлянах

В статье Абаева В.И. Дохристианская религия алан в части Осет. W?rgon — лат. Volk?nus

Недавно проф. Дюмезиль вновь обратил внимание на то, что имеющиеся опыты разъяснения латинского Volk?nus совершенно неудовлетворительны. 11 Этрусское Vel?an само заимствовано из латинского, а критский F??????? типологически не имеет ничего общего с Вулканом и к тому же сам по происхождению еще более темен.
     Если под этимологией понимать выяснение происхождения слова, то мы имеем пока только одну этимологию латинского Volk?nus, именно ту, которую я предложил. С звуковой стороны соответствие W?rgon/Volk?nus настолько безупречно, что могло бы служить школьным примером математической точности звуковых законов.

Дает следующую параллель между осетинским и латинским языком

Дело в том, что W?rgon и Volk?nus являются производными от индоевропейского *vlko- волк. Видимо, и у алан, и у римлян культ бога огня и кузнечного дела был преемственно связан с тотемическим культом волка. Такая интерпретация находится в полном согласии с реалиями. Известно, что эмблемой Рима служила волчица, кормящая близнецов Ромула и Рема. А в осетинском родоначальник нартов, отец близнецов Хсара и Хсартага, зовется W?rx?g, что значит этимологически 'волк'.
     Если в связи с гоголевским Вием мы говорили о скифо-украинской изоглоссе, то W?rgon/Volk?nus — хорошая скифо-латинская изоглосса.

Я обратил внимание на сей странный момент (волчье племя у Геродота, у ПсевдоЗахарии VI века говорится о людях  с волчьими головами, к северо-западу от которых обитает племя русов. Поскольку о далеких племенах Псевдозахария мог опираться на сведения античных исторкиов, но среди перечислений племен прикаспия и причерноморья он называет племена, близкие к своей эпохе. Допустим, у него идут какие-то отголоски  сообщений древних авторов о южнорусских районах, при этом, должно быть, он пользуется сведениями близкими к своему времени. Точная локализация нам не важна, но общие сведения стоят того, чтобы обратить на них внимание. Решил кое-что сопоставить.

Арабский писатель ибн-Руста говорит

Народ аланов состоит из четырёх племён, но благородство и царскую власть принадлежат племени, называемом D.hsas. Царь аланов называется B.gay.r, имя, которое носят все их цари.

Так вот, в статье Гуцалова С.Ю. Волчье племя
Ссылка
встречаем следующее

Страбон же сообщает об обитании в степях Прикаспия в конце I тыс. до н.э. кочевого племени дахов «daoi» [Strabo., XI,7,1;8,2].

     Другое его наименование у греческих историков «daai», а у латинских авторов - «dahac». Отдельные исследователи полагают, что это этническое имя восходит к иранскому слову «dahae» - «волк».

     Учитывая, что подобные имена вовсе не были исключением среди индоевропейских народов53 - данная версия весьма правдоподобна.

Теперь вспомним сведения Псевдозахарии, говорящий о том, что к северо-западу от людей с волчими/песьими головами живет кочевое племя росов.
   Еще один отрывок из статьи  Гуцалова

Кроме того, в мифах и религии различных народов волк своеобразным образом связан с конем и солнцем. Он является спутником божества - Солнца, иногда заменяя els коня. В плане изучения погребальных обрядов небезынтересно, что «волк-пес» является стражем подземного мира и проводником в царстве умерших, т.е., посредником между миром живых и мертвых.

У аланов, как помнится, как и у русов (по арабским источникам) почитался солнечный бог, а так же имелся культ меча.

С другой стороны поблизости от места обитания амазонок смежны с востока аланы, рассеявшиеся среди многолюдных и великих народов, обращенных к азиатским областям, которые, как я узнал простираются до самой реки Ганга, пересекающей земли индов и впадающей в южное море.

17. Аланы, разделенные по двум частям света, раздроблены на множество племен, перечислять которые я не считаю нужным. Хотя они кочуют, как номады, на громадном пространстве на далеком друг от друга расстоянии, но с течением времени они объединились под одним именем и все зовутся аланами вследствие единообразия обычаев, дикого образа жизни и одинаковости вооружения.

(амм. Марцеллин кн.31,2,16-17)
и

Нет у них ни храмов, ни святилищ, нельзя увидеть покрытого соломой шалаша, но они втыкают в землю по варварскому обычаю обнаженный меч и благоговейно поклоняются ему, как Марсу, покровителю стран, в которых они кочуют.

(Ам. Марц. 31,2,23)
Можно предположить, что русы, действительно, обитали к северу от азовского моря. При этом Гуцалов реконструирует скифский обычай

Следовательно, человек становился «облаченным в волчью шкуру» в результате инициации, включавшей в себя особые воинские испытания.

«Превращенные в волков» проживали в «чистом поле», вдали от родных селений. Можно предположить, что военный лагерь, в который попадал скифский неофит, находился в значительном удалении от родного края в силу того, что он мог пребывать в грабительском набеге в дальние страны. Следует заметить, что вовсе необязательно, чтобы лагерь молодых «волков» был стационарным.

Не можем ли мы данное "скифское" свидетельство проецировать на русов арабских источников коих имеется какой-то священный город, куда никого не пускают, а сама страна упоминается как одна из частей страны русов? Не может ли русский фольклор служить дополнению к этим "святым" местам в былине "Святогора"?

Как правило, в ходе ритуала на посвящаемых надевали звериные шкуры25, они совершали особые танцы экстатического типа, а также употребляли галлюциногенные вещества, что создавало у инициируемых эффект такого перерождения. В частности, в источниках встречаются упоминания об этих экстатических оргиях, связанных с употреблением пьянящего напитка Хаома (Сома), облегчавшего превращение испытуемого в зверя. Интересно, что некоторые из лингвистов название одного из сакских племен saka haumavarka интерпретируют как «те, кто превращаются в волков (varka), в момент экстаза, вызванного сомой (hauma)» 26, или же «волки Хаомы».

     Замечу, что во время своих посвящений алкоголь применяли запорожские казаки, своего рода приемники скифских традиций на территории Северного Причерноморья27.

Сделаю предположение (поскольку я не лигвист, то можно считать гипотезой дилетанта) осетинское W?rgon похоже на варангов - византийскую гвардию.
ЛЕКСЕМА "ВАРЯГИ" В КОНТЕКСТЕ ПВЛ(из книги А.Л.Никитин ОСНОВАНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ.Мифологемы и факты.,2001)
Ссылка

Собственно говоря, при полном смысловом тождестве северо-германского "warang" и греческого "vaering" споры историков и филологов упирались в вопрос о происхождении отмеченного греческой формой (...) изначального ринизма, среди европейских народов свойственного только западным славянам (вендам).

Сравните германское warang, греческое vaering и осетинское ( с "пробросом" на их предков - алан) W?rgon  Хотелось бы ,конечно услышать мнение лингвиста-специалиста: какое ближе к греческой форме?

Поэтому, не соглашаясь с В.Г.Васильевским в определении последним «варангов» как скандинавов, Гедеонов очень точно указывает на тот факт, что классическое оружие викингов, двуострая секира, отмечено греческими авторами только у специального отряда «секироносцев», в то время как предшественники «варангов», соответственно своему имени, вооружены мечами, и в качестве примера приводит содержащееся в трактате De ceremoniis aulae Bizantinae Константина Порфирогенита описание приема тарсийских послов в 946 г., на котором присутствовали «крещенные росы», вооруженные щитами и «своими мечами»

Итак, можно констатировать, что, во-первых, лексема "варяг" или "варяги" появляется в древнерусской письменности не ранее первой половины XII в.69, ретроспективно обозначая социальное положение человека ('наемник'), а не его этническую принадлежность

.

Не были ли варанги - отзвуком далеких ирано-скифских обычаев, которые через русов в образе "волков" дружин посвящали себя - грабежу и войне, а  слово имеет индо-иранское происхождение, точнее,древнеиранское?

Теперь вернусь к русским богатырям и Святогору.

Имя "Святогор", по-видимому, находится в связи с географическим названием "Святые горы" - родиной, или, по крайней мере, местопребыванием Святогора-богатыря. Святые горы, по "Книге большому чертежу", находятся около Дона: "А ниже Царева града, от усть реки Оскола, на Донце, с Крымской страны, Святые горы, от Царева града верст с 10". Итак, образ Святогора-богатыря связан с местностью, находящейся около Святых гор.

Ссылка

Приведу фрагмент о богатыре Святогоре

Как не далече?далече во чистом во поли,
Тута куревка да поднималася,
А там пыль столбом да поднималася, ?
Оказался во поли добрый молодец,
Русский могучий Святогор?богатырь.
У Святогора конь да будто лютый зверь,
А богатырь сидел да во косу сажень,
Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью;
Когда палица да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой.

Источник: Былины Пудожского края. Подготовка текстов, статья и примечания Г. Н. Париловой и А. Д. Соймонова. Предисловие и редакция А. М. Астаховой. Петрозаводск, 1941. №4http://www.byliny.ru/content/text/ilya-muromets-i-svatogor

Из статьи Малолетко А.М. "Аланы в Сибири"

В фольклоре шорцев сохранились сюжеты, которые перекликаются с сюжетами осетинского нартского эпоса: богатыри, называемые аланами (алынами, алан-кижи), "молотки перекидывали через гору" Тойнаг-Айгине. В языке сагайцев, выходцев из Шории сохранился термин нартпак ("богатырская сказка"), в котором усматривается осетинское (ретросп. аланское) нарт ("богатырь") и шор. пак ("хвала, слава"). Согласно шорскому фольклору, аланы одеты в железные панцири, вооружены мечами, копьями, луками. Пасут огромные табуны коней. Живут в подземных жилищах, куда ведет коридор с тремя или семью ступенями. Аланы хоронили покойников в глубоких могилах, выбитых в скалах. Рядом клали боевого коня.

"Сходство между погребением Святогора и воинскими захоронениями языческой Руси не
ограничивается описанием «великого гроба». В ряде вариантов былины Святогор просит Илью
оставить умирать вместе с ним его богатырского коня.
«А коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу…»
(Рыбн. № 52)
– Привежи ты моево коня ко гробу ту,
Потому что не совладеть да некому будет...
(Марков. № 61)
– К моему гробу великому,
Как привяжи добра коня-то ведь,
Привяжи его плотно-наплотно,
Чтоб тут подохнул ведь и добрый конь…
(Соколов. № 1)
С. В. Конча (Киев)
БЫЛИНЫ О СВЯТОГОРЕ И ВОПРОС ОБ ИСТОРИЗМЕ БЫЛИННОГО
ЭПОСА
Ссылка

Почему-то Конча считает Святогора и все богатырей - славянского происхождения, хотя богатырь - изначально тюрское слово и никак не могло придти ни от скандинавов, ни от славян.

Некоторые итоги.
1. Можно ли осетинское слово W?rgon сопоставить  греческим vaering и предположить, что к византийцам попали первоначально варанги - какая-то военная группировка русов, которая предпочитала заниматься грабежом и насилием(???)

Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как там они (жители) убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово (свинец?).
И русы - народ, сжигающий своих мертвых... и одежда их - короткие куртки... и эти русы торгуют с Хазарами, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и они граничат с северными пределами Рума, их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные им районы Рума, внутренние булгары же христиане".

II. Текст из сочинения Ибн Хаукаля "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик" (249)

Ссылка - здесь и далее буду приводить работу Новосельцева "восточные источники о восточных славянах и русах".

Что же касается Арсы, то, согласно рассказу шейха ал-Хаукаля, туда не входит ни один чужеземец, ибо убивают там всякого чужеземца. И не позволяют никому входить с целью торговли в свою землю. Вывозят оттуда шкуры черных леопардов, черных лисиц и олово (свинец?). И вывозят это все оттуда торговцы из Куйабы. Русы сжигают своих мертвых, а не зарывают в землю. Некоторые русы бреют бороду, а некоторые завивают ее, как гриву лошадей. Одежда их - короткие куртки, и одежда хазар, булгар и печенегов - короткие куртки из шелка, хлопка, льна и шерсти".

(с.317)

У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом".

(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но обязательно сопровождают (руса) трое его товарищей и оберегают его.
Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.
Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении".

(Святогор тоже был похоронен в большом саркофаге)

Речь идет о фразе "среди них есть группа из моров-ват", в которой слово "моровват" В.Ф.Минорский вслед за догадкой В.В.Бартольда перевел как синоним арабского слова руджула, которое можно объяснить как "рыцарственность".

(с.310-311)

В таком случае необходимо обратиться к анализу слова моровват. в большом толковом словаре персидского языка С.Нафиси это слово передано как "храбрый, отважный, сильный, щедрый, великодушный человек" (220). Возможно, что догадка, высказанная в свое время В.В.Бартольдом и принятая В.Ф.Минорским, правильно определяет значение этого слова в данном контексте. Тогда это место из "Худуд ал-алам" свидетельствует о наличии у русов в IX в. определенной категории воинов-дружинников, выделившихся из прочей среды русов.

Не являлись ли подобные дружинники-разбойниками - варангами-меченосцами у византийских императоров? - волки-варанги?

2. Можем ли мы отождествить богатырей алано-тюрского происхождения с русскими богатырями (самой странной былиной о Святогоре), причем Святогор живет где-то возле Донецкго кряжа (былины подчеркивают В горах),затем он вольно путешествует в степях,  либо встречается с пахарем и не может одолеть тягу земную. Странность вот какая: Святогор - "великий русский богатырь", который не живет на Руси, не бывает там, тем не менее, зовется русским (почему?). При этом, соперничество с пахарем носит мирный характер.

(Есть ли среди нас лингвисты?)

Редактировался Лев Агни (2011-07-02 20:52:33)


dura lex, sed lex

Неактивен

Подвал форума

Под управлением FluxBB
Модифицировал Visman

[ Сгенерировано за 0.007 сек, 11 запросов выполнено - Использовано памяти: 492.57 KiB (Пик: 717.42 KiB) ]