#1 2012-11-15 13:08:34

Лев Агни
Гражданин
Зарегистрирован: 2011-05-03
Сообщений: 555
Windows XPFirefox 16.0

Манихейство

Предлагаю рассмотреть манихейство. Затронуть такие аспекты как влияние и распространение, почему манихейство везде считалось ересью и имея определенное влияние, так и не стало государственной религией. Может быть кто-то поделится ссылками на исследовательские работы.

Добавлено спустя 16 мин 46 с:
Не совсем в пределах Античности (даже совсем не в пределах), тем не менее, любопытно.
Ссылка

Скрытый текст:

Манихейство, вне всякого сомнения, является одним из уникальных религиозно-философских феноменов, интерес к которым ученых вынуждает последних создавать целые междисциплинарные отрасли исследований; причин же уникальности этого явления несколько. Первая, и, пожалуй, самая главная - это то, что манихейство, будучи, по сути, маргинальным вероучением (классифицируемым как «ересь» равным образом и в регионах распространения авраамических религий, - в частности, христианства и ислама, - и в Иране, где господствовал зороастризм, и собственно в Китае, с преобладанием там буддизма), смогло со временем выйти на уровень мировых религий, с той лишь разницей, что стало именоваться «мировой ересью» [Смагина 1998, 44].

Вторая причина, видимо, не менее важная, заключается в том, что манихейство представляло из себя учение синкретического характера (вслед за отечественным исследователем Е.Б. Смагиной под термином «синкретический» по отношению к манихейству мы понимаем не механический «сплав» разнородных элементов, но непротиворечивую и в целом последовательную систему религиозно-философских взглядов), сочетавшее в себе философско-религиозные воззрения зороастризма (бинарная оппозиция Света и Тьмы), этико-догматические установки неортодоксального иудаизма (элхасаиты) и раннего христианства (аскеза, ритуальная чистота, установление института монашества, иерархическая структурированность), космолого-антропологическую модель некоторых позднеантичных философских направлений и гностицизма (в его сирийском варианте), буддийскую концепцию реинкарнации (некоторые исследователи допускают не буддийское, а скорее античное происхождение идеи перевоплощения, т.н. «метемпсихоз»).

Третьей причиной, заставившей ученых разных направлений (от филологов-классиков и востоковедов до историков и религиоведов) тщательнейшим образом исследовать феномен манихейства, стала, на наш взгляд, его необычайная адаптивность, некоторая «смазанность» границ, легко позволявшая этому религиозно-философскому учению инкорпорироваться в некоторые гетеродоксальные направления буддизма, даосские секты и тайные общества в Китае, а в Средние века на Западе трансформироваться в еретические, правда, но весьма «серьезные» (как по своему размаху, так и реакции официальных церковных и светских властей) течения катаров, богомилов и пр. Благодаря «переводимости» своих основных концептов и персоналий на язык культуры «окормляемой», если так можно выразиться, страны, манихейство довольно быстро внедрялось преимущественно в низшие слои населения, не забывая при этом и о т.н. миссионерстве «сверху», т.е. пытаясь добиться благорасположения официальных властей (что удалось, в частности, в Китае: вынужденные считаться со статусом манихейства как религии «освободителей»-уйгуров, власти отдали в 768 г. приказ о строительстве манихейского храма, которому было пожаловано название «Даюнь гуанмин» - «Великий облачный свет»).

Источниковедческая база

Скрытый текст:

До последних археологических открытий исследователи практически не обладали оригинальной источниковедческой базой, обращаясь к второстепенным источникам (трудам ересиологов и полемистов). Картина изменилась, когда в результате турфанских экспедиций 1898-1916 гг. были открыты аутентичные манихейские тексты (большинство - во фрагментарном состоянии, относящиеся en masse к VIII веку), написанных преимущественно на китайском, среднеперсидском, парфянском, уйгурском и согдийском языках и представляющих собой памятники гимнографического, литургического, агиографического и церковно-исторического характера.Такова источниковедческая база, все тексты которой в той или иной степени важны для изучения и реконструкции манихейской доктрины, биографии основателя этого учения и истории манихейской «церкви». Ценность их очевидна еще и потому, что в манихействе текст «играл основополагающую роль с самого начала (курсив наш - Авт.)» [Смагина 1995, 85]. Разумеется, новооткрытые тексты неравноценны: например, турфанские тексты обширнее и разнообразнее коптских, но по сравнению с ними и более фрагментарны (не говоря уже о позднем периоде, в который они были написаны). Ересеологические христианские и мусульманские источники более систематичны и связны, хотя зачастую и недостоверны (или вообще смешивают манихейство с не относящимися к нему ересями и сектами). Китайские тексты, интересующие нас, обладают определенной доктринальной ценностью, хотя и претерпели буддийское влияние. Еще раз хочется подчеркнуть ту важную, если не сказать ведущую роль, которую в манихействе играл текст: само учение было сформировано на основе текстового материала

О Мани

Скрытый текст:

Мани родился в Вавилонии, в семье последователя элхасаитского учения по имени Патик (в китайской версии Ба-ди). Некоторые источники (в частности китайские) приписывают отцу (а иногда и матери) царское происхождение («Краткое изложение... » называет Патика-Ба-ди правителем «царства Су-линь»), хотя большинство исследователей оспаривает это, полагая, что подобная «романтизация» образа Мани является позднейшей интерполяцией, подражающей царскому происхождению основателей мировых религий - Будды и Иисуса Христа.

Мани воспитывался в иудейско-христианской общине элхасаитов, отличавшихся крайним аскетизмом, проповедью безбрачия и вегетарианства. Прожив в общине примерно до возраста 24 лет, Мани пережил озарение - ему явился небесный «близнец», божественный двойник, сообщивший, что он призван принести в мир настоящую, изначальную религию универсального характера (примечательно, что «Краткое изложение. ..» говорит о ниспосланном божествами Солнца и Луны духе, наделившем все тело Мани благодатью света). Проповедь новоиспеченного пророка была встречена единоверцами весьма враждебно, в результате чего он вынужден был покинуть общину. За ним последовали отец и несколько его товарищей. С этого началась его миссионерская деятельность: сначала он посетил Селевкию-Ктесифон, затем Армению, Северную Индию, после чего вернулся обратно в Иран. Это путешествие, длившееся два года (240-242), принесло Мани новых последователей и стимулировало его к написанию нескольких книг. За этим следует успешная проповедь при дворе Шапура I, в результате которой Мани был наделен охранной грамотой, дозволявшей проповедь во всех областях империи.

После прихода к власти Бахрама I, бывшего ревнителем зороастризма, Мани схватывают и бросают в темницу. Пробыв там примерно месяц, забитый в колодки и закованный в цепи, Мани умирает (существует версия его мученической кончины; наиболее достоверная дата -20 марта 276 года, китайский источник говорит о «четвертом дне первого месяца второго года царствования династии Цзинь под девизом Тай-ши»). После смерти Мани манихейскую церковь возглавляет его ученик и преемник Сисиний, погибший в результате гонений; его сменил другой ученик Мани - Иннай. В период V-VI вв. манихейство переживает раскол.

Распространение

Скрытый текст:

Распространение его имело широкий размах: в VI веке общины имеются в Риме, Сев.Африке, Греции, Испании, Италии, Галлии; на Востоке они распространены по всей Сасанидской империи, в Центральной Азии и, наконец, в Китае, где манихейство просуществовало до XIV века.

Добавлено спустя 26 мин 54 с:
О религиозно-философской системе

Скрытый текст:

Реконструкция учения Мани основывается как на первоисточниках (о которых речь пойдет ниже), так и на сведениях авторов антиманихейской направленности. У последних вероучение изложено более систематично и сжато. Манихейский канон составляют семь книг, написанных, по преданию, самим Мани на арамейском языке (исключение составляет упоминавшийся выше «Шапуракан», составленный на среднеперсидском). Ни одна из приводимых в перечне книг не дошла полностью, все они сохранились лишь во фрагментарном состоянии. Обычно манихейский канон перечисляется в следующем порядке:

I. «Живое евангелие» - основной труд по манихейской космогонии (в китайском варианте - Да ин лунь, в переводе значит «Канон премудрости, постигающей корни всего сущего»);

П. «Сокровищница (либо: Сокровище) жизни», посвященная очищению света от мрака в душе человека и носящая сотериологический характер (в китайском варианте - Сюнь ти хэ, в переводе значит «Канон сокровища чистой жизни»);

III. «Прагматейа» (греч. «Трактат»), содержание которой остается неизвестным, т.к. от этого труда не сохранилось никаких цитат или фрагментов (в китайском варианте - Бо цзя ма ди е, в переводе значит «Канон изъяснения и доказательства прошлых воплощений»);

IV. «Книга таинств» носит экзегетический и полемический (против еретика Вардесана) характер (в китайском варианте - А по цзань, в переводе значит «Канон-сокровищница тайного учения»);

V. «Книга исполинов», являющаяся одной из версий ветхозаветного апокрифа «Книги Еноха» (в китайском варианте - Цзюй хуань, в переводе значит «Канон исполинов»);

VI. «Послания» Мани к различным лицам, содержащие толкования и ответы на различные вопросы (в китайской версии, вероятно, Ни вань, в переводе значит «Канон-сокровищница уставов», еще она называется «Канон-сокровищница исцеления»);

VII. «Псалмы» (в китайском варианте - А фу инь, в переводе значит «Канон гимнов и обетов»).

Кроме этого «семикнижия» существовали и другие книги: упомянутый выше «Шапуракан», книга «Аржанг» (Образ), содержащая иллюстрации самого Мани к разным положениям вероучения (возможно идентифицировать его с упоминаемым в «Кратком изложении...» Да мэнь хэ и, в переводе значит «Скрижаль двух великих начал»). Дошли до нас и фрагменты некоторых малоизвестных и не упоминаемых ересиологами книг: коптские «Главы» («Кефалайа»), «Гомилии», тюркский «Хваства-нифт» и др.

Редактировался Лев Агни (2012-11-15 18:36:52)


dura lex, sed lex

Неактивен

#2 2012-11-16 19:47:25

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 23.0.1271.64

Re: Манихейство

Ссылка - Кефалайа Мани
чисто синтетическая система
зороастризм - понятия о добре и зле
буддизм - закон перевоплощений
христианство - необходимость покаяния
вавилонская астрология - устройство небесной сферы

Неактивен

#3 2012-11-23 09:50:52

Avgvstvs
Сенатор
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 338
Windows 7Opera 11.62

Re: Манихейство

Возможно одна из причин систематических гонений властей на манихейцев и прочие видовые ереси(павликиане, богомилы, катары, вальденсы) была в их жестком дуализме, с приматом божественности духовного мира и отрицанием ее в реальном, созданном дьяволом? Такой массовый эскапизм ведет к отрицанию подданными обязательств перед властью и его институтами, подрывает легитимность власти, лояльность к ней.

Неактивен

#4 2012-11-23 15:42:46

Лев Агни
Гражданин
Зарегистрирован: 2011-05-03
Сообщений: 555
Windows XPFirefox 16.0

Re: Манихейство

Наверное нужно было для начала дать наиболее общие работы, вроде "Истории религий" Востока Васильева, потом уже к конкретным работам переходить.
Ссылка

Пока особо не искал, чтобы еще ссылками поделиться на исследования.
....

Скрытый текст:

Вспомнил. Философия джедаев в Звездных войнах - позаимствована во многом из того самого манихейства. Сами создатели не скрывают, что на них повлияли работы по сравнивающие религии и философии разных стран и народов. Забавно. Манихеййство вроде давно ушло в небытие, а его воскреили в эпическом блокбастере, а сам джедаизм пытаются раскрутить как новую религию. Только там  кое-что еще  вошло...Тем не менее, все равно, забавно: мировая ересь вновь восстала из пепла в новом обличии.

Добавлено спустя 3 ч 32 мин 48 с:
История манихейства (Prolegomena)
Год: 2007
Автор: Хосроев А.Л.
Ссылка

Добавлено спустя 3 ч 37 мин 45 с:

Скрытый текст:

Хотя языческие и мусульманские полемисты были единодушны в
том, что манихейство было не чем иным, как одной из разновидностей
христианства, а христианские полемисты считали его христианской
ересью965, ученые нового времени предлагали самые различные ответы
на вопрос о происхождении и природе этого религиозного явления.
Ответы эти не в последнюю очередь были обусловлены как определенными
научными пристрастиями того или иного исследователя,
так и состоянием источников, круг которых, начиная с 1900-х гг.,
неуклонно расширялся, что неизбежно вело к отказу от старых точек
зрения и появлению новых: так, например, Баур считал, что манихейство
обязано своим возникновением по преимуществу индийской
традиции, Кесслер выводил его из вавилонской религии, Шедер — из
греческой философии, Кюмон — из митраизма, Виденгрен — из зоро
астризма, Пюэш — из христианских гностических учений, Квиспел —
из иудео-христианства с влиянием христианского гностицизма и т. д.
Так или иначе, но для всех занимавшихся проблемой происхождения
манихейства было очевидным: Мани был синкретистом (хотя
доминантой его учения каждый исследователь называл какую-то одну
религию) и в своей религиозной системе он столь искусно соединил
элементы, почерпнутые из различных религий и учений (щедро добавляя
при этом и свое), что в результате возникла новая религия.
Сейчас, а особенно после того как в научный оборот был введен
«Кельнский кодекс Мани» (см. выше, прим. 106-109), почти никто не
сомневается в том, что свое воспитание и образование Мани получил
в иудео-христианской общине Южного Междуречья, в которой он
провел двадцать лет, и что в возрасте 24 лет он порвал с этой общиной,
имея целью основать собственное учение (см. выше, прим. 455—460)966.
Таким образом, источники свидетельствуют, что христианин Мани
порвал с той христианской средой, в которой он вырос, но порвал ли
он с самим христианством?

Добавлено спустя 3 ч 45 мин 47 с:

Скрытый текст:

Чтобы получить ответ на этот вопрос,
прежде нужно постараться ответить на несколько других более общих.
1. Кого можно назвать первыми христианами и когда христианство,
отделившись от иудаизма, в недрах которого оно зародилось, осознало
себя самостоятельной религией?
2. Было ли христианство с самого начала монолитной религией —
или оно стало таковой только с течением времени (если стало вообще)
— и достаточно ли для характеристики всевозможных разновидностей
христианского учения использовать лишь собирательный термин
христианство!
3. При каких обстоятельствах христианство могло бы трансформироваться
в другую религию?4. Каким было христианство, которое Мани исповедовал в общине
эльксаитов и каким стало его учение после разрыва с ними?
1. На вопрос, был ли сам Иисус христианином, определенно следует
ответить отрицательно. Едва ли сам он считал себя Христом (Мессией)
и уж, конечно, не имел никакого намерения создавать новую (тем
более мировую) религию. Его ближайший ученик апостол Петр, хотя
и собрал вокруг себя в Иерусалиме первую общину иудейских последователей
Иисуса (Деян 1.15 сл.), также не был христианином, как не
был им еще и Павел, человек другой, нежели Петр, культуры и другого
направления мысли, положивший начало христологии и открывший
двери язычникам в зарождающуюся церковь. Обоих объединяла только
вера в то, что Иисус был Христом и что он воскрес после крестной
смерти, — и эта вера была первым шагом на пути обособления от
иудаизма. Однако ни Петр, ни Павел еще не называли себя христианами
и вряд ли думали о том, что они исповедуют новую религию. Они
были и оставались иудеями, даже если их иудаизм с точки зрения
традиционного иудаизма был еретическим967.
Для того, чтобы это обособление действительно произошло, потребовались
кардинальные изменения в понимании учения Иисуса и
время, и только в начале II в. у Игнатия Антиохийского, который
противопоставляет христианство (?????????????) иудаизму (??????????)968,
мы впервые (правда, при этом следует иметь в виду, что раннехристианская
литература дошла до нас далеко не в полном объеме) встречаем
понятие христианство как осознанное самоназвание новой религии969
2. Однако даже после того, как христиане стали воспринимать себя
носителями самостоятельной религии со своей особой верой, со своим
культом и со своей иерархией, а значительная часть из них стала
считать себя принадлежащими вселенской Церкви (???????? ????????)970,
продолжали существовать многочисленные течения секты, которые,
также возводя своей учение к Иисусу, не хотели (или по своим убеждениям
не могли) порвать свою связь с иудаизмом. Одной из таких
иудео-христианских сект, которые даже спустя несколько столетий
после своего возникновения вызывали ожесточенную полемику со
стороны церковных христиан, и была община эльксаитов (см. выше,
прим. 449-451), где воспитывался Мани.
Итак, христианство не было изначально единой религией и не стало
таковой с течением времени. Не без основания современные исследователи
говорят о различных «христианствах» даже внутри Нового
Завета. И действительно, эллинистическое христианство Павла существенно
отличается от иудео-христианства любого толка, а христианство,
засвидетельствованное, например, Евангелием от Матфея, — от
христианства Евангелия от Иоанна. Даже если разнородные и разновременные
учения, которые объединены в Новом Завете, мы теперь
принимаем за единое целое (правда, чисто условно), поскольку за этим
стоит авторитет церковного канона (в этом случае наука делает вынужденную
уступку богословию), то христианство, например, времен тринитарных
или христологических споров в сравнении с новозаветным
христианством требует уже совершенно иного измерения. Таким образом,
при научном описании того или иного христианского учения
пользоваться только собирательным понятием христианство оказывается
совершенно не достаточным: каждый раз этот термин будет
нуждаться в уточнении971.
3. Очевидно, что видоизменение христианства и обогащение его
новыми богословскими представлениями и понятиями (в зависимости
от культурной среды, в которой это христианство оказывалось) имело
различные формы и шло различными путями. Одну форму мы можем
назвать умеренной, имея в виду то, что она оставалась в рамках новозаветной
(шире — библейской) традиции; другую — крайней, имея в
виду, что она опиралась и на другие источники и не останавливалась
даже перед тем, чтобы вводить в христианскую систему новые мифы,
отсутствующие в библейской традиции.
Среди таких крайних вариантов трансформации, которую некоторые
исследователи рассматривают уже как новую религию, называя ее
гносис, гностицизм или гностическая религия912, можно назвать систему
Маркиона, который, исходя из проповеданного Павлом противопоставления
ветхозаветного Закона и Евангелия, пересмотрел библейское
представление о едином Боге в пользу веры в двух богов, доброго и
злого (см. выше, прим. 545—552), или систему Валентина, крайне
мифологизированное богословие которого покоилось на подобном
дуализме и который щедро оснащал свое христианство материалом из
различных небиблейских традиций (например, из греческой мифологии
и философии), или сирийца Бардайсана, дуалистическое учение
которого представляло собой причудливую смесь христианства с сирийской,
греческой и, возможно, иранской традициями (см. выше,
прим. 553—566). Для характеристики их учения простой термин христианство
также оказывается малопригодным, и каждый раз он будет
нуждаться в развернутых пояснениях. Таким образом, чтобы избежать
непонимания, приходится говорить о «дуалистическом христианстве
Маркиона», или о «мифологизированном дуалистическо-гностическом
христианстве Валентина», или о «дуалистическо-синкретическом
христиантве Бардайсана» и т. п.

(...)

Скрытый текст:

4. Выше мы видели, что на религиозное учение, которое Мани
унаследовал от эльксаитов и положил в основу своей системы, определяющее
влияние оказали учения Павла, Маркиона и Бардайсана (см.
выше, прим. 540-565). Но на вопрос, считал ли Мани сам себя
создателем и носителем новой религии, вероятно, следует ответитьотрицательно: источники единодушно говорят о том, что Мани, вслед
за апостолом Павлом, называл себя апостолом Иисуса Христа (см.
выше, прим. 373, 541) и одновременно, следуя уже традиции, восходящей
к Евангелию от Иоанна, отождествлял себя с Параклетом,
Духом истины981.
Говоря о преимуществах своего учения в сравнении с предшествующими
религиями, Мани утверждает, что он исполнил лишь то, чего
не сделали его предшественники, а именно: он письменно зафиксировал
свое учение и тем самым спас его от последующих искажений (см.
выше, прим. 362)982; он создал новую церковь с многоступенчатой
иерархией и развил миссионерскую (и переводческую) деятельность,с помощью которой он обратил в свою веру многих людей983. Однако
при этом он продолжал считать свое учение христианским, а себя
самого лишь реформатором и совершенствователем последнего. Таким
образом, Мани претендовал только на то, что он избрал (а точнее
воссоздал) внутри христианства «истинную» (или «совершенную») и
«универсальную» церковь984. Да и как иначе мог думать и поступать тот,кто с юношеских лет (см. выше, прим. 531) всю свою жизнь строил по
образцу земной жизни Иисуса Христа, тот, кто именно Иисуса поставил
во главу угла своей религиозной системы985, тот, кто шел по стопамапостола Павла и подражал ему (см. ниже с. 254-255). И это глубоко
укорененное христианство надежно засвидетельствовано не только
западными манихейскими текстами, но и восточными986. Не изменили
этому христианству ученики и последователи Мани, и спустя более
столетия после его смерти в полемике с Августином, который называл
учение Мани «манихейской ересью», а манихеев «псевдохристианами
»987, один из столпов латинского манихейства Фавст говорит о
церковных христианах как о «полухристианах» (или как о «католиках»,
или даже «полуиудеях»), признавая только за самими манихеями право
называться «христианами»988.

Редактировался Лев Агни (2012-11-23 19:30:13)


dura lex, sed lex

Неактивен

#5 2012-12-11 20:11:15

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 23.0.1271.95

Re: Манихейство

Ссылка Виденгрен Гео МАНИ И МАНИХЕЙСТВО

Неактивен

#6 2012-12-28 19:39:29

Flavivs Constantinvs
Сенатор
Из Калуга
Зарегистрирован: 2011-04-19
Сообщений: 524
Сайт
Windows VistaChrome 23.0.1271.97

Re: Манихейство

ИНтересно, что по преданию Мани в возрасте 12 лет испытал свое сущностное единство с небесным вестником откровения, для него еще не наступило время открыться.
Повинуясь приказу Небесного Посланца, Мани пребывает в уединении. Видимо он провел этот подготовительный период, изучая религиозную литературу окружающих месопотамских культур различных направлений и осмысляя изученное. В размышлениях должны были созреть его религиозные убеждения.

Мани получил приказ, открыто выступить в миру со своим посланием. В 240/241 году н.э. ангел сказал ему: «Мир тебе, Мани, от меня и Господа, который послал меня к Тебе и который избрал Тебя в свои апостолы. Он приказывает Тебе сейчас взывать к истине и возвестить благое послание истины от него и посвятить себя этому. Сейчас настало время для Тебя выступить открыто и громко заявить твое учение»

Неактивен

Подвал форума

Под управлением FluxBB
Модифицировал Visman

[ Сгенерировано за 0.028 сек, 11 запросов выполнено - Использовано памяти: 1.9 MiB (Пик: 2.02 MiB) ]