Читая курс лекций Дворкина для Православного университета возникла у меня мысль сравнить подходы к возникновению христианства в РИ такого нашего классика, как И.С. Свенцицкая, и, непосредственно то, что преподается в структурах церкви
Неактивен
Итак, по Свенцицкой
В конце I в. до н.э. правителем Иудеи был царь Ирод, вызвавший своей жестокостью всеобщую ненависть.
Ирод стремился включить свою страну в систему Римской империи не только чисто политически, но и на уровне культуры и быта. Он возводил дворцы, театры, термы (общественные бани, широко распространенные у римлян). В некоторых городах были построены храмы, посвященные Августу. Но при этом Ирод поддерживал иудейскую религию. Он начал грандиозную реставрацию иерусалимского храма Яхве.
В Палестине происходили те же процессы, что и в других областях Римской державы. И эти процессы обостряли имущественное и социальное расслоение. Богатые становились еще богаче, а бедные - еще беднее. Жизнь в городах, которые пользовались самоуправлением и были центрами ремесла и торговли, резко отличалась от жизни в маленьких .городках и сельской местности. В палестинских деревнях еще сохранялись традиции коллективной собственности (каналы, мельницы), коллективной солидарности. Выкуп из рабства братьев по вере считался важнейшей обязанностью религиозных общин. Эта обязанность ложилась особенно тяжким бременем на бедные деревни.
Неактивен
Выше сказанным можно, видимо, в значительной степени объяснить тот факт, что многие жители Палестины враждебно относились к городам, имевшим самоуправление. Во время волнений были случаи нападения па эти города. Но и среди основного населения Палестины не было единства: иудеи презирали жителей области Галилея; галилеян считали склонными к мятежам, не слишком нравственными людьми ("разбойниками"), недостаточно образованными и недостаточно сведущими в вопросах веры. В Галилее, по всей вероятности, не было постоянных школ для законоучителей, там учили и проповедовали пришлые учителя (рабби).
Имущественные, социальные, этнические и религиозные противоречия дестабилизировали обстановку в стране. Недовольство проримской позицией Ирода переплеталось с недовольством его культурными новшествами: ведь основанные им города становились средоточием язычества. Особенно сильно было недовольство в Иудее и Галилее. Правление Ирода сопровождалось массовыми выступлениями, на которые он отвечал массовыми репрессиями. Были случаи отказа выполнять его распоряжения. Так, шесть тысяч человек, принадлежавших к течению фарисеев (об этом течении будет сказано ниже) , отказались принести присягу Ироду и Августу. Многие из этих людей были казнены.
Неактивен
Умер Ирод в 4 г. до н.э.; его смерть вызвала новые волнения, жестоко подавленные римлянами. На рубеже нашей эры наместник Сирии Квинтилий Вар разгромил повстанцев, боровшихся в Галилее и на юге Палестины. Две тысячи человек были распяты на крестах - как за семьдесят лет до этого в Италии были распяты рабы, боровшиеся под предводительством Спартака за свое освобождение.
Положение в стране оставалось напряженным в течение всего I в. Римские власти далеко не всегда считались с местными обычаями. Антиримские настроения в Иудее были очень сильны, но внутри палестинского общества не было единства: существовали самые разные группировки и течения, спорившие друг с другом по политическим (отношение к римлянам) и вероучительным вопросам.
В конце I в. до н.э. - начале I в. н.э. сложилось крайне радикальное движение зелотов и сикариев (кинжальщиков), которые выступали за непримиримую борьбу с Римом и со своей собственной знатью (сикариями был убит первосвященник Ионатан). Зелоты и сикарии были теми группировками, которые приняли наиболее активное участие в I Иудейской войне - мощном антиримском восстании 66 - 70 гг. Они в основном состояли из представителей низов населения и деклассированных элементов; во время Иудейской войны к ним присоединились и рабы.
Кроме перечисленных групп в Палестине I в. н.э. было большое количество бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, мессии ("машшиах") - помазанника божия, который освободит народ и станет истинным "царем иудейским".
Неактивен
Бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы он обещал освобождение. Один проповедник сменялся другим. То восторженная толпа шла за человеком по имени Февда, который утверждал, что воды реки расступятся перед ним, а те, кто пойдет за ним, обретут спасение. То в Самарии какой-то человек призывал людей собраться вокруг него на горе: он тоже мессия и поможет сокрушить господство римлян. То проповедник, пришедший из Египта (согласно Новому завету, за него потом приняли апостола Павла), хотел с толпой захватить Иерусалим. Римляне бросали на толпу военные отряды, которые топтали, били, кололи всех этих пророков и их последователей.
Неактивен
По справедливому замечанию И. Д. Амусина, кумранское учение сыграло своего рода "посредническую роль" между ортодоксальным иудаизмом и христианством; "В кумранской идеологии, - пишет исследователь, - впервые пробила себе место идея замены избранничества целого этноса избранничеством индивидуальным...".
Неактивен
что интрсного у Дворкина
он отмечает резонно, что христианство не явилось в пустой мир: здесь уже были сложившиеся понятия вселенной, религии, греха, наказания, искупления и вознаграждения; христианство должно было принять их во внимание и ответить на них. Церковь не могла возводить свой храм на пустом месте. Концепции, существовавшие в мире до ее появления, она использовала при создании тех форм, в которые она облекала свое Священное Предание.
С точки зрения Дворкина житель Империи верил в существование сверхъестественной силы, или сил невидимых, вечных, намного превосходящих человека по своим возможностям. Эти силы контролировали человеческую судьбу и были объектами поклонения, совершаемого через молитву, ритуалы и жертвоприношения. Земля была в центре вселенной. Вокруг нее вращались солнце, планеты и звезды. Над вселенной были небеса, а под ней обиталище усопших людей или злых духов. Понятия о некоем всеобщем нравственном императиве не существовало. Всё происходящее в природе виделось результатом деятельности невидимых духов добра и зла, правящих миром абсолютно произвольно. Следовательно, чудеса ощущались не просто как абстрактная возможность - мир был полон чудес и сверхъестественных явлений: высшие силы прибегали к ним всякий раз, когда им нужно было обратить внимание людей на что-то важное или необычное. В мире существовало бесчисленное количество духов, как праведных и добрых, так и злонамеренных и деструктивных. Духи эти постоянно затрагивали жизнь человека, даже могли вселяться в человека и заставлять его совершать как добрые, так и злые поступки.
Такое мироощущение порождало чувство трагедии, тупика и глубокое недовольство существующими условиями жизни. В самых различных формах религиозной жизни все более выявлялась необходимость найти способ других, лучших отношений с духовным, невидимым миром, проявлялось стремление человека обрести помощь, большую, чем он когда-либо от кого-либо получал.
Последнее утвеждение, как минимум спорно
Неактивен
Редактировался Лев Агни (2011-07-01 06:15:53)
dura lex, sed lex
Неактивен
Далее Дворкиным указывается на факт, что в Риме было 11 или 12 синагог. В диаспоре жили 4 млн. евреев
Сеть синагог, покрывшая империю, оказалась провиденциально уготованным путем христианской проповеди. Через нее христианство проникало в среду тех, кто приближался к иудаизму. Среди этих групп бывших язычников христианские миссионеры находили своих первых необрезанных последователей. Их можно было уподобить спелому плоду, ибо у них было преимущество не только высокой нравственности, но и знания иудейского Писания. Из них и составились первые христианские общины. Они состояли из самых различных людей, а вовсе не только из отчаявшихся найти справедливость в этой жизни пролетариев и низов общества, как уверяли марксистские историки и иже с ними. Св. Павел в Послании к Римлянам передает привет от Эраста - городского казнохранителя; в Афинах был обращен член ареопага (городского совета) Дионисий; в Фессалониках "знатных женщин немало". Губернатор Вифинии Плиний Младший в письме Траяну (111-113 гг.) пишет о множестве "христиан разных сословий". Большинство из этих людей были образованными язычниками, пришедшими в христианство из околоиудейских кругов.
Неактивен
Кроме того, им указывается н один важный момент
Вокруг многих синагог в рассеянии часто образовывались группы благочестивых язычников, которых иудеи обычно называли "боящиеся Бога" (вообще-то этот термин применялся и к каждому полноправному благочестивому члену синагоги). Язычник мог пройти через обрезание и через ритуальное омовение (погружение с головой в бассейн с водой, требующееся для приема новообращенного в иудаизм), но это происходило нечасто. Как правило, эллинизированные евреи рассеяния, гораздо больше открытые ко внешнему миру, чем их более строгие палестинские собратья, к сожалению последних, принимали обращенных из язычников в свой круг, не настаивая на том, что обрезание необходимо для их спасения.
Неактивен
О проповеди иудеям говорит и Свенцицкая: "Проповедники нового религиозного учения, пришедшие из Палестины, первоначально обращались к иудеям, живущим в городах восточных провинций, т. е. к иудеям диаспоры (рассеяния).....
Иудеи диаспоры находились в разнообразных контактах с окружающим миром и все-таки не могли не чувствовать себя чужаками. За редким исключением, они не пользовались правами гражданства в городах, где жили.....
Иудеи диаспоры, невзирая на запреты, воспринимали местные обычаи. Все это создавало особую психологическую ситуацию: с одной стороны, эти люди ощущали свою связь с Палестиной, жадно прислушивались к проповедникам, приходившим оттуда или рассказывавшим о событиях, происходивших там, а с другой стороны, они оказывались более восприимчивыми к учениям, которые не признавали жесткую регламентацию поведения, ригоризм фарисеев. Да и поверить в возможность воскресения мессии было легче людям, которые постоянно слышали в своем языческом окружении рассказы об умирающих и воскресающих богах плодородия (египетском Осирисе, греческом Дионисе, малоазнйском Аттисе), Правда, после разрушения иерусалимского храма римлянами разница между палестинскими и внепалестинскими иудеями стала стираться. Как реакция на преследования римлян происходила их консолидация, и обращение иудеев к неортодоксальным сектам, в том числе христианству, во II в. заметно сократилось. Но христианство к тому времени уже начало привлекать к себе выходцев из разноплеменного населения провинций".
Неактивен
Интересно дано у Брокгауза
Первые христианские общины состояли из трёх элементов: а) евреев, отпавших от синагоги, б) еврейских прозелитов, променявших иудаизм на христианство, и в) бывших язычников, принявших христианство помимо иудаизма. Чем дальше, тем более первый круг стушёвывался перед вторым и оба перед третьим. Христианская община кольцом окружала еврейскую (или, вернее, вторым кольцом, так как первым были прозелиты). Для постороннего взгляда она совпадала с ядром — христиане считались еврейской сектой и принимали участие в еврейских привилегиях, из которых самой драгоценной для них было освобождение от участия в обязательных языческих культах, главным образом в культе гения императора; на деле же они были от синагоги независимы и управлялись сами. В городах, где синагог было несколько, собственно, должно было быть и несколько христианских общин; быть может, вначале так и было, но для нас христианская община в каждом городе представляет одно целое. Обособление сопровождалось враждой: очень скоро синагоги из очагов христианства превратились в «источники гонений» (fontes persecutionis) для него. При таких обстоятельствах смешение римскими властями христианства с еврейством представляется нам загадкой, понятной только при полном пренебрежении к тому и другому.
Неактивен
Саддукеи признавали только письменный Закон и не желали знать никаких позднейших добавлений к нему. Ими полностью отвергалось бессмертие души и загробная жизнь на том основании, что в Торе об этом ничего не сказано. Представляя главным образом верхний слой храмовых священников и крупных землевладельцев, саддукеи отрицали исключительность еврейского народа, преклонялись перед достижениями эллинистической цивилизации и охотно сотрудничали с римской властью. В Синедрионе саддукеи составляли большинство. Религиозная и политическая жизнь саддукеев была настолько тесно связана с Храмом, что после его разрушения в 70 г. они бесследно исчезли.
Неактивен
Согласно Иосифу Флавию, группировка фарисеев насчитывала 6000 человек, что для такой маленькой страны, как Иудея, конечно же, являлось внушительной политической силой. Фарисеи считали себя единственными хранителями истинно иудейского благочестия. Они считали необходимым целиком и полностью подчинить жизнь еврейского народа религиозным правилам. Фарисеи строго соблюдали не только все библейские заповеди, зафиксированные письменно, но и множество правил, сохранившихся в устном предании. Они считали необходимым дополнять законодательство Моисея новыми положениями, которые, по их мнению, соответствовали изменившимся жизненным реалиям. Достигалось это изощрённым истолкованием Пятикнижия Моисея и в дальнейшем положило начало возникновению талмудического иудаизма. В отличие от саддукеев, фарисеи верили в бессмертие души, загробную жизнь, воскресение мёртвых. В этом моменте фарисеи сходились с христианами, поэтому не удивительно, что из их среды впоследствии вышло немало искренних последователей Христа, таких, как, например, апостол Павел.
Фарисеи — духовные предки современного иудаизма. После разрушения Храма и исчезновения саддукеев с исторической сцены фарисейская религиозная практика стала общееврейской нормой.
Неактивен
Фарисеи поддерживали в народных массах стремление к государственной независимости, но вместе с тем, трезво оценивая политическую ситуацию, не считали зазорным пойти в некоторых случаях на компромисс с римской властью. Они резко осуждали зелотов, как безрассудных фанатиков, не способных понять, что бросить вызов Риму в условиях громадного неравенства сил равнозначно самоубийству.
Неактивен
интересно, чем христианство смогло превзойти другие религии в борьбе за главенствующие и позднее единоличное положение в Римской империи и в Римском мире. Какие его свойства и внутренние положения помогли обойти в конкурентной борьбе тот же митроизм. не думаю, что одно событие или одна личность (Константин) могли кардинально изменить ход истории, к этому должны быть и внутренние предпосылки.
For the Senate and the Roman people.
Неактивен
интересно, чем христианство смогло превзойти другие религии в борьбе за главенствующие и позднее единоличное положение в Римской империи и в Римском мире. Какие его свойства и внутренние положения помогли обойти в конкурентной борьбе тот же митроизм. не думаю, что одно событие или одна личность (Константин) могли кардинально изменить ход истории, к этому должны быть и внутренние предпосылки.
Мы даже затрагивали немного эту тему (чуть выше, но тема не совсем об этом)
http://forum.roman-glory.com/viewtopic.php?pid=467#p467
dura lex, sed lex
Неактивен
виноват, пропустил этот текст. очень интересно, знал, что Митра у военных, но не знал, что Осирис у интелектуалов. Наверно здесь сказывался огромный авторитет древнего сакрального знания Египта, еще греки считали их своими учителями.
Но, тут интересно не только личностное "метафизическое" значение христианства для человека, но и его значение "политическое". как средство для правителя скрепить огромную разношорстную империю, одной религией, одним богом. Причем религией наднациональной, не религией греков, или римлян. И даже не религией иудеев, а общей для всех, где все едины перед единым богом. Наверно этого объединяющего начала не было в митроизме, не могу сказать.
Редактировался LFrentz (2012-06-12 22:19:25)
For the Senate and the Roman people.
Неактивен
интересно, чем христианство смогло превзойти другие религии в борьбе за главенствующие и позднее единоличное положение в Римской империи и в Римском мире.
Тем же, чем и при выборе религии русским князем Владимиром: христианство выдвинуло постулат о том, что всякая власть от бога и что император/царь/король есть представитель бога на земле. Короче говоря, римские императоры увидели в христианстве инструмент, позволяющий им подчинять себе эксплуатируемые массы.
Неактивен
1. Христианство лишь после деятельности апостола Павла и вытеснения иудохристиан смогла стать наднациональной. Этот процесс затянулся по времени на самом деле
2. Что касается христианства и власти. Это сложный вопрос. Не стоит допускать упрощение - что король - представитель Бога
Что мы здесь имеем
А) В сотворенном Богом мире всякая власть исходит от Бога: власть человека над природой (Быт. 1.28)
Б) мужа над женой (Быт.3.16)
В) родителей над детьми (Лев.19.3)
Дело в том, что понятие "власть" синонимично понятию "порядок". Бог из начальной безвидности и пустоты (Быт.1:2) устроил порядок: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31). Для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти. В этом смысле всякая власть от Бога. Она хранит мир от "беспорядка".
Далее, если исходить из посланий апостола Павла - то он там говорит, что нет власти власти не от Бога (Рим.13:1). Был такой преподобный Исидор Пелусиот. Он очень хорошо откомментировал Павла - «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, т. е. начальство и власть царская, установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему … изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание». То есть, разделяется власть на два вида - прямо установленную Богом и власть "попущенную" Им
Неактивен
ПОчему победило христианство? Сразу скажу - проблема очень многогранная, в одном посте не ответишь. Ответы во многом кроются в возникновении и первых десятилетиях существования
Если конспективно выразить
1. сумело соединить в себе разрозненные религиозные представления эпохи и возник резонанс с общественным настроением эпохи
2. создало удачную организационную форму общины (хотя митраизм тут не отставал)
3. христианство являлось более высокой формой мировоззрения. Оно несло в себе идея освобождения личности, скованной религией полиса и его моралью (хотя во многом освобождение носило неполный и односторонний характер), характер морального совершенствования человека, его личной связи с богом, его личной ответственности за грехи.
4. лучшая адаптация к социальным и политическим изменениям в империи
и так далее - пунктов много нас самом деле
Приведу для справки несколько совпадений в идеологии и культе христианства и митраизма. Так, дата Рождества установлена 25 декабря — день зимнего солнцеворота. Символ христианства — крест — означал в митраистской символике солнце с расходящимися во все стороны лучами. Символами Митры были лев, бык и орел. Эти же символы в христианской литературе обозначали евангелистов Марка, Луку и Иоанна. На наиболее ранних изображениях распятия встречаются те же изображения солнца и луны, что и у Митры. Митраизм, как и христианство, имел ритуал крещения в купели, в нем использовалась священная вода, признавалась тайная вечеря, празднование воскресенья. В религиозных представлениях и митраизма, и христианства большую роль играли вера в бессмертие души, загробную жизнь с раем и адом, воскресение и Страшный суд.
Неактивен
Также важен вопрос, почему государство признало церковь?
1. К IV в. христианская церковь превратилась в сильнейшую организацию, в своеобразное «государство в государстве», охватывавшее почти всю империю. Она владела огромными богатствами, насчитывала в своих рядах большое количество высших чиновников, военных, крупных земельных собственников и подавляющую массу торгово-промышленного населения городов. Она обладала мощным аппаратом управления, не уступавшим имперской бюрократии. При таких условиях признать церковь означало для государства найти новую социальную опору. Это было особенно важно для домината, при его стремлении создать крепкую власть. освобождение
2. Возникает нового мировоззрения, в основе которого - освобождение личности, скованной религией полиса и его моралью. Это освобождение носило неполный и односторонний характер. характер морального совершенствования человека, его личной связи с богом, его личной ответственности за грехи. Тем не менее в длительном историческом процессе освобождения индивидуума это был огромный шаг вперед. Вот почему христианство нельзя было остановить никакими преследованиями.
И как я указывал выше, христианство сумело соединить в себе разрозненные религиозные представления эпохи и таким путем попасть в тон общественному настроению и оно создало удачную организационную форму общины
Неактивен
признать церковь означало для государства найти новую социальную опору
Именно. Ибо Церковь выдвинула постулат о том, что император есть представитель бога на земле, а зависимым группам населения следует терпеть эксплуатацию ("Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся". Ап. Павел), т.к. в случае непослушания рабов ждут адские муки после смерти. Христианство стало идеальным средством для воспитания послушания у рабов.
Неактивен
У Апостола Павла есть продолжение - Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся".
Остальные утверждения - это просто взгляды Энгельса на христианство. Религия рабов)))
Неактивен
[ Сгенерировано за 0.010 сек, 11 запросов выполнено - Использовано памяти: 656.28 KiB (Пик: 879.07 KiB) ]