Страницы 1
Вынесу из темы ЗРИ 476 г. Константин дал хорошую ремарку:
12. Дальнейшее нарастание системного кризиса империи и стремительное сокращения ее границ ослабили авторитет крупнейшей средиземноморской державы - был подорван идеологический фундамент империи. Особенности внутриполитического и экономического развития того времени наложили свой отпечаток на настроения и образ жизни римского населения и выразились во всеобщей апатии, равнодущии, чувстве безысходности
Интересная цитата к этому у Томпсона
Но для того, чтобы набрать хотя бы дюжину случаев, когда сельское население активно сопротивлялось завоевателям, нам придется перерыть все древние источники. (...). Римское правление не лишило граждан оружия. Оно отняло у них стремление к победе и волю к жизни.
Патетичная фраза конечно, но интересная. Римское государство несмотря на века романизации, не создало единой римской нации, для которой империя была своим отечеством?
Вот собственно лейтмотив - что не хватило(или хватило) Риму для формирования единой общеимперской римской нации, понятия такого понятного нам по Новому Времени. Процесс в этом, направлении определенно шел, в ходе которого римский народ уже растворился в римском гражданстве распространившегося на завоеванные народы, создался общий рынок, общее гражданство, право, общая армия (конвергенция легионов и ауксилий), общая идеология, общая культура, общая религия.
Неактивен
В качестве дополнения, но применительно к данной теме
http://forum.roman-glory.com/viewtopic. … 1319#p1319
Может быть все вышесказанное Avgvstvs сыграло свою ключевую - историческую - роль именно на востоке, где условия уже к тому были подготовлены? Ведь греки в эллинскую и эллинистическую эпохи могли сознавать себя одним народом - эллинами - но принадлежность к разным общинам-полисам мешало сближению греков и созданию единого государства на единой национальной основе...Оно могли найти продолжение именно в Византискую эпоху (Рим уничтожил полис как систему, дав грекам возможность к объединению)
Поэтому с потерей Константинополя греки оставались быть греками - и не смотря на засилией тех же исавров, армян,славян все они как-то вписывались в общегреческую (византийскую) систему государства и государственности - они шли воевать за Грецию-Византию с арабами, норманнами, турками, иранцами и т.д. хотя сепаратизма и у них хватало.
Кстати, проблема очень серьезна даже с современной точки зрения и знания современных обществ (после Рима): кто уверен что россияне - нация? Я не уверен. Глядя на российский Кавказ,национальные стремления "коренных народов", Россия - это конгломерат народностей, племен и народов - сибирских,кавказских, приезжих, которые не хотят включаться в российские реалии, а устанавливают свои порядки и живут по ним какими-то анклавами в России. Только аппарат насилия (полиция, суд, судебные приставы) вынуждает их как-то замечать российскую действительность. Даже казачество не особо желает осознавать себя в рамках русского этноса, тем более российской нации, особенно сейчас в среде молодого поколения (стоит вспомнить пропагандистские ролики в предверии перписи населения 2010г.). Вопрос довольно-таки сложен.
Редактировался Лев Агни (2012-02-03 07:43:49)
dura lex, sed lex
Неактивен
Наверное стартпост больше относился к зап. империи, во ВРИ ситуация несколько иная и похоже, римская нация сложилась- после отпадения Запада, во ВРИ продолжался латинский дискурс, по крайне мере до конца VI.- кодекс Юстиниана был написан на латыне, но провал *мечты Юстиниана* упразднила латинский дискурс, хотя греки или скорее потомки греков (ромеи же) продолжали считать себя римлянами говоря на греческом.
Неактивен
а как можно говорить о нации, если нация - это продукт гораздо поздний, индустриальной эпохи. В рассматриваемую можно говорить об этносе и народности
Так как у нас говорил Цицерон
Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей,
собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей,
связанных между собою согласием в вопросах права и общностью
интересов
«Истинный закон – это разумное положение, соответствующее
природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное.
Предлагать полную или частичную отмену этого закона – кощунство; сколь-
нибудь ограничить его действие недозволенно; отменить его полностью
невозможно. Нет и не будет одного закона в Риме, другого в Афинах, одного
ныне, другого в будущем. Нет, на все народы в любое время будет
распространяться один извечный и неизменный закон, причем будет один
общий как бы наставник и повелитель всех людей – Бог, Создатель, Судия,
Автор закона
То есть на первое место выходит государство. И это самое государство все-таки занималась конструированием этноса - вначале работой с перегринами, затем работой с ветеранами, распространения гражданства и затем - работой с федератами
Неактивен
Народность- термин марксисткой парадигмы связанная с пятичленкой- до пром. революции народность, после нация. Римлянам для понятия нации не хватает критерия промышленного переворота. Остальное- гражданственность, патриотизм, единство и культура были, на полисном этапе. Этнос- под влиянием Гумилева, воспринимается как узкая, племенная категория. Может говорить о национальности. Лицо римской национальности?
Неактивен
Страницы 1
[ Сгенерировано за 0.007 сек, 8 запросов выполнено - Использовано памяти: 482.42 KiB (Пик: 559.98 KiB) ]