Посоветовал камраду Стас прочитать научно-популярную книгу Альберта Анджело "Один день в Древнем Риме..." и недавно перелистывая книгу еще раз задумался над подмеченным моментом: римлянин свой дом осознавал как ночлег, место, где можно переночевать. Общался он на форуме и в отхожих местах, как это ни странно для нас, там же мог узнавать новости, на форуме (и не только) напрашивался в гости; обедал в "общепите", мылся в общественных банях. Город для него был как для нас дом/квартира, где место ночлега - всего лишь спальня.В современном мире для человека все это свелось фактически к одной квартире - ест он на кухне, спит в спальне, узнает информацию дома из ТВ,газет, радио или Интернета, моется, справляет нужду опять же в доме/квартире. На мой взгляд, очень важная мысль подмечена в книге: личное влияние, роль личности, личного общения в древнем Риме было выше. И горожанин осознавал себя таковым (вкупе с гражданством) в большей мере, нежели мы, современные горожане. И мы, действительно, потеряли то чувство своего города. Если современный человек на государство практически ничем не может повлиять, делегировав свои права депутатам и властям местных, региональным и общенациональных органов власти, то в древнем Риме (и вообще это свойственно всему полисному общежитию?) гражданин и был государством (например, хотя бы здесь, недавно давал ссылку С. 23 Ссылка ), и значение его как личности и индивида было выше на внутригосударственном уровне. Я поэтому перестал удивляться той легенде, будто бы благодаря слепому Аппию Клавдию война с Пирром, после некоторого замешательства, была продолжена.
Помните, как в детстве, в основном летом, для нас дом/квартира было местом перекуса и ночевания? По телевизору в основном шли всякие съезды и заседания, люди в основном смотрели фильмы в кинотеатрах. Мне в детстве иногда квартира казалась тесной клеткой (времена СССР и немного после его развала)...Наверное, какие-то параллели и аналогии можно провести, так сказать, проникнуться немного в эпоху; за счет воспоминаний попытаться понять, что чувствовал древний римлянин, древний человек.
Не зря же сердцем полиса была агора - для греков, для римлян - форум. Это и место получения информации, новостей, слухов, где можно "почесать языком", купить товаров и просто что-то обсудить. По духу, полис - это деревня, где почти каждый знает друг друга в лицо, может установить личный контакт с определенными более или менее известными лицами, получать информацию через знакомых (проще выбирать на какие-то должности лиц, когда люди знают что примерно ожидать от человека, знать на что он годен или не годен), быть в курсе государственных и общественных дел (тогда, в полисе, это в принципе, было равнозначно). Впрочем, это свойственно больше, наверное, республиканскому периоду.
На тему повседневной жизни (помимо соответствующей темы по поводу книг для скачивания).
Думается, Винничука не стоит приводить.
Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме Д.Гуревич Ссылка
Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы
picГод: 2010
Автор: Анджела А.Ссылка
Сексуальная жизнь в Древнем Риме Ссылка
Кнабе Г.С. Древний Рим — история и повседневность. Очерки. М., 1986 Ссылка
Сергеенко М. Е.
Жизнь древнего Рима.Ссылка
Сергеенко М. Е.
Простые люди древней Италии.Ссылка
Фридлендер Л.
Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов. (к сожалению, книга не полностью) Ссылка
и учебное пособие (там же есть список источников и литературы) Ссылка
Редактировался Лев Агни (2013-12-29 13:03:19)
dura lex, sed lex
Неактивен
Не зря же сердцем полиса была агора - для греков, для римлян - форум. Это и место получения информации, новостей, слухов, где можно "почесать языком", купить товаров и просто что-то обсудить. По духу, полис - это деревня, где почти каждый знает друг друга в лицо, может установить личный контакт с определенными более или менее известными лицами, получать информацию через знакомых (проще выбирать на какие-то должности лиц, когда люди знают что примерно ожидать от человека, знать на что он годен или не годен), быть в курсе государственных и общественных дел (тогда, в полисе, это в принципе, было равнозначно). Впрочем, это свойственно больше, наверное, республиканскому периоду.
Верная ремарка про республиканский период, было это и при принципате, но не в подобных масштабах. Такая активность была связана с развитостью и активностью полисных институтов требовавших постоянного представительства граждан.
Неактивен
В "Часе истины" говорили, что у политически активных римлян кровать дома была чем-то вроде рабочего кабинета в наше время. Т. е. он там принимал посетителей. И что двери дома плебейского трибуна не должны были закрываться, т. к. любой имел право прийти к нему за защитой.
Наверное, дом был еще и чем-то вроде рабочего места.
Неактивен
[ Сгенерировано за 0.007 сек, 10 запросов выполнено - Использовано памяти: 458.82 KiB (Пик: 538.34 KiB) ]