Страницы 1
Нашел у себя в закладках интересную статью по аланам на сайте "Alanica"
К вопросу о происхождении ранних алан ( Туаллагов А.А. )
Уже неоднократно приводилсь паралели и сходства в языках ираноязычных алан - их потомков осетин -и русским.
Ссылка
Германарих, король готов, хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов. Вероломному же племени росомонов389, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый {130} этой раной, король влачил жизнь больного.
Ссылка
Почему многие современные историки вменяют ввину, якобы Иордан спутал росомонов с руггами, пришедшими из Скандинавии (там же, в книге)? Разве Иордан плохо знал свой народ, чтобы спутать кочевое племя росомонов, которое предательски ударило на готов при гуннах, чтобы быть не в состоянии отличить ругов?
арабские историки сообщают о вере русов, отличных от славян, в солнечного бога - Хорса (иранский культ), живут русы близко к хазарам. так вот
К вопросу о происхождении ранних алан ( Туаллагов А.А. )
Габуев Т.А. в статье "Аланы,кто они?" ссылаясь на Клавдия Птолемея пишет следующее:
В главе "Положение Европейской Сарматии" мы читаем следующее: "Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: ... по всему берегу Меотиды язиги и роксоланы; далее за ними внутрь страны - гамаксобии и скифы-аланы" [Ptol., III, 5,7]. Речь в данном случае идет о районе, расположенном где-то к северу от Меотиды и к западу от Танаиса, в его нижнем течении. Кроме того, Птолемей сообщает, что среди гор, пересекающих Европейскую Сарматию, имеются и "горы Аланские" [Ptol., III, 5,5], которые, видимо, следует отождествить с Донецким кряжем.
Обратите внимание на "горы Аланские".
Ссылка
Я в свое время очень много перечитал (и до сих пор читаю) русские былины и сказания, в общем, фольклор. Так вот, если кто помнит (кто не знает,прочитайте и прочитайте комментарии к ней профессиональных филологов) былины о "Святогоре" Святыми горами назывались горы в области Северского Донца именно в этом районе жил Святогор. А в Кавказских горах Святогор добровольно ложится в гроб, желая передать силу Илье Муромцу, но муромцу такая сила в тягость (народная память в аллеогриях рассказывающая о том, что прошлое и нечто большое лежит на юге, а настоящее и будущее, но меньшее связывается с Ильей Муромцем,русским богатырем?). Примечательна былина в которой Святогор пытался поднять "тягу земную" (по одному из трактований - землепашество). Не может ли сие косвенные свидетельства служить в пользу (и потдврждение слов Иордана) о кочевой жизни русов, либо профессиональных воинов -алан (русов,"благородных"), которые и могли дать этноним группе людей названных "русами-русичами"? Археология подтверждает наличие у северян скотоводов, а так же наличие легкой конницы (здесь суть конницы не так важна, если русы - имеет социальное происхождение; к тому же у северян очень сильный прослеживается иранский субстрат.
Знаю от тюркологов название "багаюр/багаур" (не силен в транскрипции) сопоставимо с нашим "богатырем", откуда и могло посать это слово в русский язык. А вот что пишет по этому поводу Ибн Руста "Народ аланов состоит из четырёх племён, но благородство и царскую власть принадлежат племени, называемом D.hsas. Царь аланов называется B.gay.r, имя, которое носят все их цари. Не является ли данное, пускай и весьма отдаленным, свидетельством в пользу военного значения слова богатырь с "царским" или благородным" отличием?
Я доверяю античным историкам, в т.ч. и Иордану и связываю происхождение этнонима с аланами, либо ираноязычным племенем, входящих в название "аланы". У Яценко С.А. находим такой интересный момент
Даже в составе сильной "державы Германариха" во 2-ой пол. IV в. положение части "европейских" аланов было, видимо, весьма привилегированным. (Ср., например: в 376 г. аристократ с иранским именем Сафрак назначен вместе с готом Алафеем регентом малолетнего короля грейтунгов Витериха; дальнейшее сотрудничество этой группы аланов с грейтунгами (Amm. Res gestae, XXXI, 3,3 и 12, 2 и 12, 17).
СсылкаГерманцы и аланы: О разрушениях в Приазовье в 236-276 ГГ. Н.Э. Вспомним у Иордана о росомонах, которые были приближены к Германариху, таким образом у них была возможность всадить ему меч в бок.
Процитирую следующий фрагмент из работы Яценко
К середине III в. н.э. в Крыму гибнет бывшая Малая Скифия, а на ее территории появляются могильники новой волны "аланов", явно пришедших сюда с Северного Кавказа (могильники типа Дружное) (Айбабин 1990: 65-66; Храпунов, Мульд, Хайретдинова 1994: 195). Сегодня больше оснований полагать, что столица Скифии - Неаполь была разрушена во 2-ой четв. III в. "аланами" (Зайцев 1995: 10, 22). Эта группировка сразу же после появления в Крыму активно включается в мировую политику. Так, в 260 г. после пленения императора Валериана персидский Шапур I счел необходимым из всех европейских народов известить о триумфе лишь "тавроскифов".
Яценко приходит к выводу: власть готов распространялась до правого берега Днепра, а в Крыму их следы носят фрагментарный характер. Здесь ( в Крыму, район Азовского моря) сильно влияние "других алан", пришедших с Кавказа ("Т-образные могильники имеются на Кавказе и в Крыму), а разгром Танаиса увязывается с внтуриполитическими распрями на Боспоре, где четко прослеживается "аланская линия".
Участвовали ли русы в походах на боспор? Трудно сказать. Насколько аланы являются предками древних русичей - пока тоже трудно сказать. Неизменно одно - иранский или индо-иранский субстрат прослеживается в этимологии как русов, так и в названиях некоторых богов. Лично я думаю русский фольклор зафикировал какую-то часть памяти праобщности (аланской, алано-сарматской), некогда большого племени (либо какая-то социальная принадлежность). Иордан доверял историку Аблавию (труды не сохранились) как достоверному автору по жителям Понта. Поэтому, доверяю рассказу о вероломстве какого-то племени росомонов (хотя и не факт, что то были аланы, что они имели какое-то отношение к древним русичам).
К упоминанию Иорданом росомонов дается такой комментарий (к 389му)
Ссылка
Для племени росомонов, о котором известно столь мало, весьма существенно свидетельство Захарии Ритора о «народе ерос» (hros-hrus). (См.: Н. В. Пигулевская, Сирийские источники по истории народов СССР, М.—Л., 1941, стр. 84 и 166, а также ее статью «Имя Рус в сирийском источнике VI в.», — «Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия». Сборник статей, М., 1952).
И там же
Розомоны, росомоны («Rosomonorum gens infida», в разночтении: Rosomanorum, Rosimanorum, Rosomorum). Это название записано только у Иордана и только один раз, в § 129. Тут же приведены три имени представителей племени росомонов: Sunilda, Sarus, Ammius — основные персонажи легенды о смерти Германариха. Интерес вызывает начало слова: «рос», подобное началу названия «роксоланы». Предполагается, что это осетинское (аланское) «рохс» — «светлый». Но было сделано много попыток связать «рос» в «роксоланах» и в «росомонах» с 'RwV, с «Русью».
Иордан точно говорит - сестра росомонов - жена короля. Доверяя Иордану можно предположить: Росомоны либо знать какая (название аристократии) или племя, брак таким образом говорил о политическом союзе. Вспоминая слова Туаллагова по поводу: "Их именем со временем начали называться племена и племенные объединения, попадавшие под политическую и идеологическую доминанту "алан" вопрос о социальном происхождении русов (светлый,благородный) вполне видится закономерным. Если вспомнить тот факт (в наших древ.рус. летописях), что дружину неизменно олицетворяли русы (обросим тот спорный факт, что этими русами неизменно должны быть скандинавами), русы-воины тоже довольно привлекательная гипотеза. Например жителей левобережья Днепра ист.источники называют скифо-аланами, что говорит как о оседлом населении, так и кочевом (в каком-то смешанном значении - скифах-землепашцах, так и алан-кочевников, хотя аланами к 4 веку н.э. стали называть даже сарматские племена, среди которых могли быть и скотоводы).
Редактировался Лев Агни (2011-06-29 19:37:06)
dura lex, sed lex
Неактивен
Тема довольно противоречива. Сторонником происхождение этнонима рус, от алан (точнее более ранних роксолан) был антинорманист академик Рыбаков(до него Иловайский и Вернадский), ныне критикуемый за предвзятость, напр. Клейном(норманист). Хотя алан(ясов) не только с русами ассоциировать пытались. Историк-лингвист Закиев ассоциировал с древними болгарами, что перекликается с *иранской теорией* происхождения протоболгар(в отличии от традиционной тюркской) болгарского историка Добрева. Впрочем не только русов с аланами. Историк-античник Колосовская намекает на «славянскость» традиционно понимаемого германского племени свевов. Это противоречия ученых навскидку, что говорить о многочисленных любителях истории, у которых полет фантазии порой не ограничен.
Касательно возможной схожести множества русских слов с аланскими неудивительно: во-первый общая лингвистическая индоевропейская основа(у русского и со всеми в группе есть общее, напр.с санскритом типа мать-матри, четыре-чатвари etc.), во-вторых длительные культурно-исторические контакты русичей и аланов: соседями алан(ясов русских летописей) было Тьмутараканское княжество, впоследствии Золотая Орда создала «общеэкономическое пространство» между Русью и Кавказом с соответствующим торгово-культурным обменом, с сер. XVI в. северо-западный Кавказ(Кабарда) вошел в состав Русского Централизованного государства. Ну а далее Российская Империя плотно занялась окультуриванием всего Кавказа с сопутствующей русификацией.
Неактивен
Полностью согласен. Но имеются и другие сведения. В частности авторская теория В.В.Седова (хотя он разрабатывал малоизвестную гипотезу, возникшую в 60ые г). Просто у Новосельцева в его переводах (с разными вариантами прочтений) арабских источников про русов большие пятна - почему арабы говоря о прикаспии и приазовье тут же говорят о русах и славинам (историки сразу говорят о Новгороде и призвании варягов-скандинавов), при этом подробно перечисляя жителей окрест Хазарии и тут же перепрыгивают к каким-то далеким прибалтийским районам.
Галкина очень хорошо разъясняет подобные нестыковки, которые нашли наши "столпы" хазароведы - Артамонов и его "ученица" Плетнева, но интерпретировали почему-то русле скандинавского происхождения. Сейчас вскоре опубликую дополнительный пост.
Добавлено спустя 1 ч 44 мин 09 с:
Дополню немаловажным фактом - о росомонах - у Иордана.
Мы читали, что первое расселение [готов] было в Скифской земле, около Мэотийского болота; второе -в Мизии, Фракии и Дакии третье — на Понтийском море, снова в Скифии
Столкновение между гуннами и готами происходит где-то возле Меотиды (Азовского моря), когда росомоны показали свое вероломство
Когда геты увидели этот воинствующий род — преследователя множества племен, они испугались и стали рассуждать со своим королем, как бы уйти от такого врага. Германарих, король готов хотя, как мы сообщили выше, и был победителем многих племен, призадумался, однако, с приходом гуннов.
Вероломному же племени росомонов 389, которое в те времена служило ему в числе других племен, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], ее мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав ее к диким коням и пустив их вскачь. Братья же ее, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного. Узнав о несчастном его недуге, Баламбер 390, король гуннов, двинулся войной на ту часть [готов, которую составляли] остроготы; от них везеготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились 391. Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни 392. Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами.
Дело могло происходить не иначе как в степной/ лесо-степной зоне ( в то время граница лесо-степи проходила гораздо южнее, нежели ныне и даже во времена борьбы русских князей с половцами. Либо росомоны были в сговоре с гуннами, либо Баламбер воспользовался удобным моментом раздорами в среде готов. По идее, росомонов должна была ждать расправа со стороны готского предводителя, но он был занят войной с гуннами (в противном случае личная месть - слишком уж слабый мотив для открытого противостояния с таким прославленным воякой, за которым стояли другие племена). Т.е. муж Сунильды перешел на сторону гуннов. Вестготы, страшась гуннов ушли к Дунаю, под защиту Валента. Впоследствии Валент был разбит в 378г. под Адрианополем (впрочем, все и так знают).
Таким образом росомоны - либо автохтонное население, причем имело связи с кочевыми гуннами, либо какое-то племя, которое можно приписать к аланской общности
Миллер, неизменный "спутник" Шлёцера и Бауэра, выразил мнение (вместе с Ломоносовым), что росы происходят от роксолан. По сей день эта теория наименее всего поддержена в научных кругах и научно-популярной литературе ("Народ, который не токмо жил в России, но от котораго по большей части производится начало российского имени, заслуживает чтоб об оном донести все что примечания достойнаго знаем"//Скифы. Сарматы. Аланы. Роксоланы. со сноской РГАДА, ф. 199, № 47, д. 3, лл. 1-2, 6 об.-Ю). - не обязательно росомоны должны быть историческими роксоланами. Бауэр вообще сказал, что было две Руси - на на черном море и в приазовье. другая -в скандинавии. Но посчитал, что на русь пришли скандинавы.
Скрипкин А.С в историографическом очерке говорит, что гипотеза центральноазиатского происхождения (С. Яценко, Т. Габуев, А. Цуциев)усиливает свои позиции.
В последнее время усиливает свои позиции концепция об азиатском или, если быть точнее, центрально-азиатском происхождении аланов. Отдельные вопросы этой тема уже не раз поднималась ранее в работах Б.А. Раева, Б.М. Керефова, автора данной статьи и других. Мне хотелось бы остановится на новых работах этого плана, в которых были учтены разработки предыдущих авторов. Это в первую очередь публикации С.А. Яценко, Т.А. Габуева и А.А. Цуциева.
Габуев (статья "Аланы, кто они?) помимо иранского компонента "аланской" общности добавляет сюда еще два племени - юечжи-тохары и усуни-асии (проще говоря, тюркоязычные племена)
Поскольку в среде аланов был силен тюркоязычный компонентвполне резонно предположить, что вместе с аланами (какой-то ее частью) в русский язык проникло тюрское слово "богатырь". И проникновение "тюркоязычия" в русский нужно связывать не с татарами, а с племенами из центральной и средней азии - аланами (потом сюда могли добавиться булгары).
Е.Галкина ("Тайны русского каганата")
Ссылка
приводит "Беседы" Фотия (при нем был совершен набег русов в 860г., он же о них и писал) по Ловягин Е. Две беседы Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия по случаю нашествия росов на Константинополь // Христианское Чтение. – 1882. – Ч. II. С. 424—425 432—436.
народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства,
(беседа вторая) Данное "кочевое" обстоятельство русов стыкуется с былиной "Святогор и тяга земная": при встрече с пахарем Микулой Селяниновичем (очень уж ославяненое имя) странный (русский?) богатырь Святогор пытается поднять тягу земную, но не может ее осилить (мораль: пахарь сильнее конного воина(кочевника?) ?
Такой пассаж у Галкиной (указ. соч.)
Сведения книжных источников, достоверные для IX – X вв., переплелись в сочинении Идриси с рассказами современников. Особенно это ярко видно при изучении описания Руси. Там аль-Идриси привел данные всех известных ему традиций, повествующих о русах и славянах, в том числе и о Руссии-тюрк, под которой есть основания понимать Русский каганат (об этом ниже).
Сделаю небольшую реминесценцию.Галкина приходит к таким выводам о знании арабов
У арабских авторов есть упоминание реки Рус (связывается с Доном) и Русской горы (Галкина ставит= Донецкий кряж:"Причем описание образа жизни внутренних булгар в «Худуд» подтверждается археологически: в этих местах действительно была «страна без городов», жители которой «имели овец и оружие». В таком случае северная граница внутренних булгар – «гора», отделяющая их от русов, – это Донецкий кряж."
Снова донецкий кряж - "святая гора" русов, "аланская гора" античных историков?
У Аль-Идриси два вида Русий - Ближняя (видимо, к востоку от Днепра, где Донецкий кряж - граница русов) и Дальняя (очень напоминает Киевскую - Днепровскую- Русь), хотя арабы до 11 века Днепра никогда не упоминают, по той причине. что, видимо, не знали, зато, похоже, говорят о Дунае и прикарпатье.
Русов три группы. Одна их группа называется равас, и правитель ее живет в городе Кук(и)йана. Другая их группа называется ас-Салавийа, и правитель ее живет в городе Салав. Этот город стоит на вершине горы. Третья группа называется аль-Арсанийа, и правитель ее пребывает в городе Арса. Город Арса – красивый укрепленный город на горе, и местонахождение его – между Салави Кук(и)йана. От Кук(и)йаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня. Купцы-мусульмане из Арминийи (Армения) доходят до Кук(и)йаны. Что касается Арсы, тошайхаль-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не проникает, так как они обязательно убивают всякого чужестранца, входящего к ним, и никто не отваживается войти в их землю. От них вывозят шкуры черных леопардов[175] и черных лисиц и свинец – все это вывозят от них купцы Кук(и)йаны.
…От города Нарус в восточном направлении до города Салав сто тридцать пять миль… От города Салав до города Кук(и)йана из земли булгар восемь переходов. Кук(и)йана – город тюрок, называемых Руса»
Не расположен ли сей таинственный город где-то в окрестностях Днецского кряжа - "Святых гор" русских былин? Именно в этом районе проходила активно торговля в хазарию и арабские страны (пути из варяг в греки еще не было).
Поскольку я не являюсь самостоятельным исследователям, то продолжу ссылаться на работу Галкиной и цитировать важные фрагменты ее выводов, чтобы их обобщить.
Еще одна цитата по Салтово-Маяцкой культуре (СМК)
Березовец впервые высказал мысль об отождествлении сармато-алан СМК с русами арабо-персидских источников[189]. Но дальнейшего развития его тезис не получил, более того, его восприняли как ересь и специалисты по истории Древней Руси, и исследователи СМК.
и
На сегодняшний день выделены следующие признаки единства СМК:
• бесфундаментная кладка стен городищ; отмечается, что этот строительный антисейсмический прием, необходимый в горных и предгорных районах (Дагестане и Крыму), прослежен и в остальных вариантах;
• стационарные неукрепленные поселения, основным типом жилищ которых были полуземлянки с очагом;
• столовая лощеная посуда, конские сбруи, воинские пояса, богатая женская бижутерия;
• попадающиеся в пределах распространения культуры рунические надписи[224].
Указанные аргументы традиционно подтверждаются данными восточных источников о Хазарии, в первую очередь письмом предпоследнего или последнего царя Хазарии Иосифа испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту[225]
Установлено, что восточноевропейская полуземлянка восходит к славянскому жилищу. Эта конструкция была в VII – VIII вв. заимствована сармато-аланским населением лесостепного варианта СМК и уже в IX в. воспринята у него праболгарами и другими тюрками, вступившими в стадию оседлости. Первоначальным же типом для праболгарского и, возможно, аланского варианта являлось юртообразное жилище с очагом в центре пола.
Еще один важный момент в кермаике как маркер этнической принадлежности
Можно придти к таком выводу:
"Проблема идентификации жителей верховьев Северского Донца, Оскола и Дона VIII – IX вв. с помощью аутентичных письменных источников всегда была одной из самых трудных в исследовании СМК. Материалы антропологии однозначно свидетельствовали об их сармато-аланской этнической принадлежности, а близость их археологической культуры к аланам Северного Кавказа была отмечена еще в начале ХХ в.
Однако письменные источники времени существования салтовской культуры неупоминают алан среди народов, обитающих в степях и лесостепях между Доном и Днепром. Арабо-персидские географы и путешественники знают в этом регионе только хазар, булгар, буртасов, угров, печенегов, русов и славян. (...)
Верное направление в решении проблемы предложила С. А. Плетнева: «Что же касается… аланского варианта СМК Подонья, то о нем не сохранилось никаких сведений в литературе того времени. Богатый, развитый и воинственный народ как будто совершенно не участвовал в общеевропейской жизни. Это наводит на мысль, что имя аланов скрыто (выделено С. А. Плетневой. – Е.Г.) в источниках под каким-то другим… названием»"
Идею украинского историка Березовца о Донской Руси не была воспринята всерьез, которую поддержал Д.Л. Талис
Но это возможно восстановить по кладам (наличию торговли) - карты Янина и дополнение выполненное Кропоткиным, а также наличием кузнечных мастерских, где ковались уникальные мечи, сравнимые с булатом (арабские источники отмечают особые мечи русов).
Галкина приводит выводы тюркологов о нечитаемости рунических знаков СМК по-юрски, зато приводит вывод ираниста Г.Ф. Турчанинова,он "адекватно расшифровал данные эпиграфики Подонья, исходя из материалов сарматского и средневекового аланского письма, берущего начало в скифосарматском письме арамейского дукта[306]. Буквенные знаки, встречающиеся в руническом письме Верхнего Салтова и Маяцкого городища, а также в достоверно аланских надписях Надь-Сен-Миклоша (Х в.), впервые появляются в североиранских надписях Северного Причерноморья. Эти надписи выполнены красной краской на амфорах местного производства и датируются II – III вв. н. э."
Подтверждение находим у персидского историка начала XIII в. Фахр ад-дина Мубаракшаха Марварруди, на это сообщение впервые обратил внимание В. В. Бартольд:
«У хазар также есть письмо, которое заимствовано ими у ветви румийцев, которая находится в близи них (хазар. – Е.Г.), и они называют этих румийцев русами. Хазары пишут слева на право и буквы не соединяют между собой…»
Таким образом, именно праболгарские кочевники степного Подонья, а вслед за ними и хазары, заимствовали у основателей Русского каганата – сармато-аланского населения – руническую письменность. Отдельный вопрос – когда это произошло? Ведь нельзя же обвинить в намеренном подлоге многих специалистов в рунической письменности, которые упорно считают донские надписи тюркскими. Руны евразийских степей, принадлежащие точно тюркам (орхонский, енисейский, таласский алфавиты), действительно очень похожи на салтовские. Однако связь между ними противоположна той, которую ищут тюркологи. Тюрки – более молодой этнос, чем североиранские народы (аланы, аорсы, сарматы и др.). Этногенез тюрков начался на обломках евразийской гуннской эпохи в предгорьях Алтая V – VI вв. н. э. из смешения хунну, монголов, угорских племен. После образования в начале VI в. Великого Тюркского каганата в сферу влияния тюрок попали ираноязычные народы Приаралья и Средней Азии – остатки канувших в Лету алано-сарматских государств Кангюй и Янцай. Эти люди как раз и передали тюркским племенам свою систему рунического письма. Так появились орхонские и енисейские знаки. Но праболгары и хазары, видимо, заимствовали аланскую письменность уже в Восточной Европе. Они переняли один из двух алфавитов Русского каганата – степной, иногда называемый «кубанским».
Вот к каким выводам приходит Галкина.
То есть в создании политического образования VIII – начала IX в. в Подонье участвовали по меньшей мере два сармато-аланских племенных объединения, одно из которых вело, очевидно, кочевой образ жизни (зливкинцы), другое – оседлый. Это разделение между сармато-аланскими племенами наблюдается еще с собственно сарматского времени. А некоторые племена переходили на оседлый образ жизни уже после Великого переселения народов, в VI – VII вв. н. э.
По поводу Росомонов (у Иордана) и имен приводит мнение Абаева и Карсанова
Известные иранисты В. И. Абаев и А. Н. Карсанов имена Sarus и Ammius выводят из сармато-аланских наречий (sar – «глава», ama – «могучий»[355]). Единственный «камень преткновения» – имя женщины. «Сунильда» явно происходит из германских языков и обозначает «Лебедь». Но этот факт объясняется, если вспомнить, что она была женой готского или верного готам вождя. Вполне естественно, что, выйдя за – муж, женщина принимает имя или прозвище на наречии мужа.
Учитывая упоминания о роксоланах у античных авторов и народе «рос» у Псевдо-Захарии, а также археологический материал, надо признать, что североиранская принадлежность росомонов Иордана более вероятна. И жили росы-росомоны в IV – VI вв. именно в Северном Причерноморье.
Добавлено спустя 16 ч 22 мин 51 с:
Продолжу цитировать фрагменты из книги Галкиной (очень богатый в книге собран археологический материал - наверное, самое ценное в книге)
В отличие от Галкиной я бы не решился отождествлять русов именно с античными роксоланами (античные историки знали много аланских племен, а границы между ними были размыты примерными местами обитания, при этом нужно учитывать подвижность кочевых/полукочевых племен, тем более роксаланы появляются на Дунае, затем аж до Африки проникают), так что росомоны - скорее всего какое-то тоже родственное аланам племя (судя по этнониму, именам, культурным памятникам). А роксаланы - общее название (так же как "Россия","россиянин" может подразумевать 140 входящих в Россию народностей, а в имперское время и того больше.
Г. Ф. Турчанинов резонно связывает сиро-несторианские письмена на аланском языке с приаральскими асами, пришедшими вместе с гуннскими ордами. По всей вероятности, они принесли в Восточную Европу, как в степь, так и на Северный Кавказ, самоназвание ас[400]
Прерву цитату для комментария.
Ошибка. Согласно версии С. Яценко, Т. Габуева, А. Цуциева (и, в частности, мною приводимой статьей Габуева) асы-усуни пришли вместе с аланами как их тюркоязычный "компонент". И далее цитата...
Их краниологические серии характеризуются как брахикранностью, так и долихокранностью, погребальный обряд – захоронением в грунтовых ямах, керамический материал – котлами с внутренними ручками и юртообразными жилищами[401]. Интересно, что все перечисленные особенности считаются праболгарскими. Конечно, это неверно. Асы и праболгары – разные народы, один из которых говорил на тюркском языке, другой – на иранском. Но к тому времени, когда асы и праболгары встретились с русами, их общение между собой уже было весьма долгим.
Совсем не обязательно - часть усуней-асов могла осесть в степях Причерноморья (в русских летопиясх - "асы"), так и на кавказе -"ясы" (русский князь Мстислав из Тмутаракани разбил "ясов-язов" (асов?)и "касогов" , и сохранить свой этноним.
Галкина продолжает делать ошибочный вывод (на мой взгляд)
В Зливках монголоидная примесь растворена в европеидной расе и отражает более раннее смешение, произошедшее за пределами Восточной Европы. У защитников Правобережной крепости монголоидная примесь более поздняя, близкая ко времени гибели городища. Европеидный тип с развалин Правобережного городища очень близок поздним сарматам Подонья и Волгоградского Поволжья, из чего можно сделать вывод о местных корнях воинов крепости. Исследователь цимлянских черепов В. В. Гинзбург также отмечает наличие у них экваториальной примеси, что говорит о среднеазиатском происхождении[402]. То же наблюдается и в Нетайловском могильнике около Верхнесалтовского городища на Северском Донце. Поэтому самый крупный в салтовской культуре ямный могильник тоже принадлежал не болгарам, а асам. Эти факты согласуются с лингвистическими данными, полученными Г. Ф. Турчаниновым.
Галкина, опираясь на Турчанинова и Гинзбурга, археологические данные, подтверждает (знает ли она об этом?) теорию Яценко- Габуева-Цуциева о средне- и центральноазиатском происхождении алан. - Смешение началось за пределами Восточной Европы, еще во времена Кангюя, тюрки попросту были растворены (ассимилированы) в среде ираноязычных кочевых племен.
То, что Клавдий Птолемей называл гуннами (современные комментаторы говорят, что это, видимо, тюрки-булгары) следует называть аорсами-асами-усунями, которых условно археологи раннего средневековья южнорусских степей называют "праболгарами" (загадочные монголоиды) (??) Ничего удивительного здесь нет. Античные авторы четко говорят: аорсы - племя,родственное аланам (и роксаланы противопоставляются аорсам). Таким образом праболгары - это потомки усуней, бесследно иссечнувшие из центральной азии и появившиеся в загадочных "праболгарах".(??)
Балкано-дунайская культура Дунайской Болгарии, которую ученые связывают с болгарами-тюрками, сложилась во многом на сарматской основе. Сходные с ними краниологические серии происходят из болгарского комплекса Плиски на Дунае. То есть асы составляли значительную часть населения Великой Болгарии и после ее распада расселялись вместе с болгарами.
Говоря о СМК и расслоении общества Галкина использует концепцию Михеева:
исследователь социальной лестницы салтовцев, В. К. Михеев выделяет три большие страты: бедняки, земледельцы-ремесленники (то есть простые общинники, при необходимости участвовавшие в военных действиях), профессиональные воины-аристократы – «дружина»[410]
Источники фиксируют у русов матрилинейность, то есть передачу наследства по женской линии. По сообщениям арабских географов, меч – это единственное, что доставалось сыновьям русов из отцовского богатства.
То есть имущество руса переходило его дочерям. Очевидно, женщина в русском обществе была наделена немалыми правами (если, конечно, она была «из рода русского» и свободной, а не рабыней). Эта черта позднего матриархата также подтверждается археологически. Нередки захоронения девушек 18 – 25 лет с полным набором оружия, иногда с конем – а такой чести удостаивались только знатные воины[411]. В более чем 30 процентах женских захоронений VIII – начала IX в. присутствуют боевые топорики. Сам погребальный катакомбный обряд, как и инвентарь знатных воинов, полностью соответствует описанию похорон «знатного руса» у ученых школы Джайхани и в «Худуд аль-алам», что подмечено еще Д. Т. Березовцом[412].
По мнению известного французского исследователя эпоса и мифологии Ж. Дюмезиля, три предмета символизируют три общественные функции у индоиранцев (земледелец, жрец, воин) и находят параллели еще в древнем иранском предании – Авесте[414].
Ж. Дюмезиль обращает внимание на три функциональных рода в Нартовском эпосе осетин. Каждый род отличался своими качествами: одни были богаты храбростью, другие скотом, а третьи – умом. В генеалогических преданиях современных осетин также популярен сюжет о трех родах. Эти факты могут объяснить возникновение рассказа о трех видах и трех городах русов в арабо-персидской географии IX в. – Арсанийи, Славийи и Куйабе.
Сравнение описаний Маврикия о славянах и Ибн Русте о русах – не только еще одно доказательство того, что русы и славяне разные народы с различными традициями общественного бытия. Осмыслить природу этой разницы – значит понять и устройство Русского каганата, и дальнейшее развитие уже славянской Руси. Экономическая основа славянского общества – это территориальная земледельческая община. Так было испокон веков. Насколько ученым удается проследить историю праславян, все время этот народ был земледельческим. Но русы, как мы видели, тоже были знакомы с оседлым земледелием, конечно, меньшее время.
Вспоминается аллегорическая встреча былиных герове - пахаря Микулы Селяниновича и Святогора (вариан Илья Муромца) . Святогор же уходит умирать на Кавказ, а его наследником "богатырского" звания становится Илья Муромец.
На многих селищах в керамических комплексах волынцевской культуры встречаются пеньковские формы. А в раскопанных на киевском Крещатике пеньковских поселениях представлены типично волынцевские горшки с вертикальным венчиком. Возникает такая картина: на земли антов – славян пеньковской культуры мигрировали другие славянские племена. И уже на этой основе образовались племена, вошедшие в ядро Киевской Руси, – поляне, северяне, радимичи, вятичи.
Седов отождествил русов из арабских и византийских источников,хроники Иордана с носителями волынцевской культурой (вопреки поднепровской Руси ак.Рыбакова).
У Седова Древнерусская народность.Историко-археологическое исследование(и его же статья "Русский каганат")
Ссылка
Галкина видит отличия между волынцевской культурой и салтовской (последнюю Седов почему-то причислил к варианту волынцевской), что позволило ему расширить на восток ареал волынцевской культуры и увязать с нею летописных северян (по ирански "савиа" - черные, что находит отражение в топониме Чернигова). У Галкиной читаем:
И далее
Галкина приводит фрагмент из "деяния венгров" - источника XII века (ссылка на Шушарин В. П. Русско-венгерские отношения в IX в. // Международные связи России до XVII в. – М., 1961. С. 137—138.) (в основном совпадает с ПВЛ. но в ПВЛ как-то странно венгры прошли Киев - ничего не тронув:«Идоша Угри мимо Киевъ горою еже ся зоветь ныне Оугорь с кое и прищедъше ко Днепру и сташа вежами…»)
Достигли они области русов и, не встретив какого-либо сопротивления, проникли до самого города Киева. А когда проходили через город Киев, переплывая реку Днепр, то захотели подчинить себе королевство русов. Узнав об этом, вожди русов сильно перепугались, ибо услышали, что вождь Алмош… происходит из рода короля Аттилы, которому их предки платили ежегодную дань. Однако киевский князь собрал всех своих вельмож и, посоветовавшись, они решили начать битву с вождем Алмошем… Тот же киевский князь, отправив своих послов, призвал на помощь семь куманских вождей, своих самых верных друзей… (Русы бежали за стены Киева) О мире между вождеми русами. Вождь Алмош… подчинил себе землю русов и, забрав их имения, на вторую неделю пошли на приступ Киева (Русы запросили мира)»
И вот момент-нестыковка
На месте Киева в VIII – X вв. существовало три поселения, которые лишь к концу этого времени слились в один город. А первые укрепления Киева – это «Ярославов вал»; более древние не обнаружены. Перенесение знакомых реалий XII в. на события трехвековой давности проявляются и в упоминании куманских (половецких) вождей, поспешивших на помощь русам. Очевидно, в устном оригинале упоминались какие – то кочевники, которых хронист назвал куманами для того, чтобы поддержать интерес читателя. Ведь «Деяния венгров» по жанру – это исторический роман.
Именно с нашествием угров-венгров Галкина связывает исчезновение Русского каганата - земли Салтовской культуры были подвергнуты разорению (в крепостях видны следы пожарищ), прервался торговый путь по Северскому Донцу:"исчезли клады восточных монет по «реке Рус». Куфический дирхем обращаться на этих территориях перестал. Тогда-то и «наидоша Козаре» на русские и славянские земли и наложили дань, переподчинив себе те славянские племена, которые находились под влиянием салтовских русов. " В то время как славянские земли поднепровья не подвергались такому опустошению.
Но часть населения Русского каганата покинула родину, что прослеживается археологически. Прежде всего это сделали род и окружение кагана – иного выхода у них не было. Прекращают пополняться наиболее знатные части катакомбных могильников, исчезают с территории салтовской культуры погребения, совершенные по обряду трупосожжения, и именно во второй четверти IX в. А эти люди занимали далеко не последнее место в социальной структуре Русского племенного суперсоюза. Пропадают и солнечные янтарные амулеты, оберегавшие русов.
Имена русских послов от Игоря, заключивших договор с византийцами имеют параллели не только с иранским языком Прастен (вариант – Фуростен, Фрастен), Фрутан («скромный»), Алвад, Мутур (от «мохтар» – высший, главный), но и с другими индоевропейскими (и не только):
И следует такой вывод:
"То есть потомки создателей Русского каганата уживались с совершенно другими народами. И даже не просто уживались. Все они составляли один «род русский». В договоре совершенно отсутствует разделение правящей верхушки по этническому принципу: «иранцы» перемешаны с «кельтами», «эстонцами», «иллирийцами». Сфандра доверяет представлять свои интересы перед греками Шихберну, княгиня Ольга – Искусеви, а Предслава – Каницару. По замечанию А. С. Королева, изучающего междукняжеские отношения на Руси Х в., «если бы знать договора сохраняла связь с теми местами, откуда она происходила, то имена в договоре располагались бы по этническим группам»[482]. То есть, судя по договору, в середине Х в. слова «род русский» носили уже не этническую, а социальную окраску."
Конечно, все это спорно, но если под русами подразумевать культурно развитую область Северского Донца, где множество найдено кладов, то прародину русов следует искать в междуречье Днепра и Дона, на что обратил внимание еще В.В.Седов).Странные иранские отголоски солнца у северян (конкретно - в салтовской культуре). Аланы же почитали культ меча (арабы тоже обратили внимание на сакральный смысл меча у русов).
Кстати,А.П. Новосельцев довольно подробно приводит восточные тексты,где говорится о русах.("Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IXвв.")
Ссылка
Добавлено спустя 19 ч 06 мин 28 с:
Вопросу о данниках Хазарского каганата в письме Царя Иосифа посвящена отдельная статья Е.С.Галкиной
Ссылка, этому письму в свое время немало уделил внимания Л.Гумилев.
Редактировался Лев Агни (2011-07-01 10:55:40)
dura lex, sed lex
Неактивен
Вокруг черняховской культуры идут споры (кому она принадлежит). Но если отбросить излишнюю политизацию вопроса и учесть, что в этой культуре присутсвуют как готические элементы, так сармато-аланские, то держава готов не была привилегией исключительно одного этноса (этнической общности) - готов, как показывают античные источники, в среде готов алано-сарматское население играло немаловажную роль. Это могло быть связано с А) готы - пешие воины, шли с севера на юг, где преобладали кочевые племена вблизи черного моря.Б) аланская,либо алано-сарматская конница дополняла готское войско, в следствии чего готы являлись довольно сильной военной группировкой. Именно эти тяжелые всадники (те же роксаланы) сломили римское войско под Адрианополем в 378г. Итал. историк Кессиди впоследствии станет считать подобное наглядное превосходство тяжелых всадников истоком (косвенно), предпосылкой для создания европейского рыцарства.
Ссылка
(см. карту) Остготы (восточные готы) вполне могли придти в столкновение с гуннами на левой стороне Днепра - набеги гуннов на земли готов. Причем, не обязательно это должны быть этнические готы. Поскольку готия - скорее конфедерация, то были зависимые от готов племена. Что сейчас дает повод для споров по поводу причисления черняховской арх. культуры какому-то одному народу. Но если готы покорили какие-то окрестные племена, неудивительно что элементы готской культуры проникли в среду подчиненых/вассальных племен а что-то в среду готов.
Проблема этничности алан заключается в следующем: аланы брали в рабы (военные пленные) людей из других племен, затем те проходили инициацию усыновления. Таким образом аланы, - разноэтничное объединение.
dura lex, sed lex
Неактивен
Кузьмин А.Г. "Варяги и Русь"
“Русь” у восточного берега Балтики упоминается у Адама Бременского (XI век), а в пояснениях-добавлениях комментатора имеется неожиданное уточнение, что это “Руссия-тюрк”. У популярного в Европе еврейского автора Иосиппона, жившего в Х веке в Италии, так назывались аланы (иранцы), отождествляемые в большинстве восточных источников именно с русами. Очевидно, это и есть “третий вид” Руси — аланская Русь. Но целый ряд авторов, считавших русов изначально ираноязычным народом, помещали алан в областях Подонья (салтовская культура). Постоянные же упоминания в западных источниках (в частности, у “Географа Равенского”, автора IX века) роксолан и алан на восточном побережье Балтики представлялись домыслами. Между тем, значительный иранский компонент в именах послов и купцов из договора Игоря с Греками 941 г. указывает на сохранение в Прибалтике и ираноязычного этноса. Само имя “Олег” явно восходит к тюркскому “Улуг” — имени и титулу, со значением “великий”. Имя это в форме “Халег” с тем же значением известно и у ираноязычных племен.
с.21
Две другие версии, рассмотренные выше, сходны и относятся к более раннему времени, нежели “Младшая Эдда”, именно к XII столетию. Анналист Саксон указывает даже точную дату прихода норманнов с Дона в северные пределы Франции — 166 год н.э. Другой вариант этого же предания — объяснение захвата норманном Роллоном в начале Х века Нормандии: узурпатор оправдывал свои действия тем, что во II веке сюда с Дона пришел его предок тоже Роллон.
В шведской литературе придают большое значение упоминаемой в сагах “Великой Свитьод”, что воспринимается как “Великая Швеция” и служит аргументом в пользу того, что шведы господствовали на Руси. Но “Свитьод” — это, как было сказано, легендарный в сагах Асгард, страна “асов”. А “асы” — одно из названий алан, употребляемое и русскими летописцами (в форме “ясы”), и это опять-таки область Северского Донца и Дона, где еще и в XII веке упоминается “Руссия-тюрк”.
с.22
Скорее всего, сообщение о “Росском каганате” ведет не в Скандинавию, а к берегам Дона. Росский каганат, государство, созданное в конце VIII — начале IX в. русами-аланами — это, очевидно, давно известная археологам салтовская культура на Дону и Северском Донце. Сам титул “кагана” предполагает с одной стороны соседство тюркского народа, а с другой — независимость “каганата” от любого другого государственного образования. Иными словами, Росский каганат — это не часть Хазарии, как и до сих пор считают многие хазароведы, а ее соперник в Причерноморских степях. И культура района Северского Донца и Подонья в это время заметно выше, нежели в собственно кочевой Хазарии. Об этом свидетельствует и уровень ремесла (в частности, уровень строительной техники), и наличие собственной чеканки монет (восточного же образца).
Нумизматика свидетельствует о тесных связях Подонья с Прибалтикой. Петергофский клад арабских монет начала IX века содержит и монеты, отмеченные “русскими письменами”, являющимися по своему происхождению именно аланскими, т.е. иранскими. Когда начались эти связи остается неясным. Тем более что этим вопросом просто никогда не занимались, если не считать указания на то, что прибалтийский янтарь появляется в салтовской культуре с конца VIIIвека. Но отлив части алан по Волго-Балтийскому пути явно не был первоначальным. С другой стороны, в Поднепровье в это время вообще еще не было кладов восточных монет и, очевидно, путь “Из Варяг в Греки” еще не действовал.
В 30-е годы IX века Росский каганат подвергся разорению со стороны хазар и венгров, и обитатели каганата куда-то ушли — куда? Может быть, в Прибалтику?
с.23-24.
Норманнский каганат 871 года и “Остров русов”, упомянутый восточными авторами, — это одно и то же государственное образование, созданное русами-аланами на острове
25
Сааремаа в Балтийском море в IX веке, после их переселения с Дона из пределов разгромленного хазарами и венграми Росского каганата.
Кузьмин считается историком-специалистом по Древней Руси, но тут, мне кажется, его занесло, разгулялась фантазия. Оказывается, Галкина - его ученица, видать, от того у той столько много фантазии в ее работах.
У меня тоже богатая фантазия (о том чуть ниже)
Итоги Кузьмина
Известно, что в древних источниках само название народа с именем “русь” было различно — руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы, росомоны, роксоланы. Оказалось, что и значение слова “русь” неоднозначно. В одном случае это слово переводят как “красный”, “рыжий” (из кельтских языков). В другом случае — как “светлый” (из иранских языков).
В то же время, слово “рус” очень древнее и существовало у разных индоевропейских народов, обозначая, как правило, господствующее племя или род. В раннем средневековье сохранилось три несвязанных между собой народа, носившие имя “рус”. Средневековые арабские авторы знают их как “три вида русов”. Первые — это руги, происходившие от северных иллирийцев. Вторые — это рутены, возможно, кельтское племя. Третьи — это “русы-тюрки”, сармато-аланы Росского каганата в степях Подонья.
Ссылка(в ПДФ формате)
Почему бы не принять за вероятность: варанги - наследие приуральских скифов? Именно эти вояки (волки, как аналог людей-медведей-берсерков у древних германцев и викингов у скандинавов),нечто вроде казаков дружинами отправлялись грабить и воевать на чьей либо стороне. А после разгрома Роского каганата могли захватить (после 9века) какой-то остров/землю, куда и пришли славяне (по ПВЛ) просить себе князя.Тоже у меня богатая фантазия )))
Добавлено спустя 3 ч 34 мин 42 с:
А вообще, если говорить серьезно, нужно сворачивать эту бесполезную (фантастичную) тему и переходить на более твердую почву. Что я и делаю.Чего и вам желаю
Редактировался Лев Агни (2011-07-08 19:19:56)
dura lex, sed lex
Неактивен
Страницы 1
[ Сгенерировано за 0.014 сек, 10 запросов выполнено - Использовано памяти: 744.79 KiB (Пик: 1.21 MiB) ]